Противотанковая самоходная установка Jagdtiger (SdKFz 186)
Страна производитель | Германия |
Год производства | 1944 |
Уникальность | Единичный |
Эпоха | Времён войны |
Тип | Самоходная артиллерийская установка |
Серийность | Серийный (произведено 74-79 единиц) |
Интересные факты | |
Особенность конструкции | Защита: лобовая броня корпуса – 120-150 мм, лобовой броня рубки 250 мм с наклоном 15 градусов от вертикали обеспечивали неуязвимость практически для всех танковых и противотанковых орудий противника. |
Происхождение экспоната | На переднем лобовом листе корпуса сварочным аппаратом наварена надпись «Штербург 5.5.45.», что позволяет сделать предположение о том, что данный экземпляр был захвачен как трофей в конце апреля - начале мая 1945г. в населенном пункте Штербург. |
Боевые возможности | Бронепробиваемость: 190мм на дальности 2000м при угле встречи 30град. |
Боевое применение | Применялся в боевых действиях в составе 653 тяжелого самоходного истребительного батальона Вермахта. |
Подвижность | |
Двигатель | Maybach HL 230 P45,12-цилиндровый,карбюраторный,V-образный,жидкостного охлаждения |
Мощность | 478 л.с. |
Максимальная скорость по шоссе | 41,5 км/ч |
Максимальная скорость по пересеченной местности | 15 км/ч |
Запас хода по шоссе | 170 км |
Запас хода по пересеченной местности | 70 км |
Вооружение | |
Орудие | 128-мм противотанковая пушка Pak44L/55 / 40 выстрелов |
Пулемет | 7,92-мм курсовой МG 34,мм / патронов 1500 |
Прицел | Перископический WZF 2/1 с д10-кратным увеличением и полем зрения 7 градусов |
Бронирование | |
Лобовая броня корпуса | 100/50 мм |
Лобовая броня рубки | 250/15 мм |
Дополнительно | |
Боевая масса | 75,2 тонн |
Экипаж | 6 человек |
Описание:
«Ягдтигр» (Jagdtiger), Panzerjäger Tiger Ausf.B (Sd.Kfz.186.), истребитель танков - самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны с 128 мм противотанковой пушкой Stuk44 L/55.
«Ягдтигр» был разработан в период 1942-1944 гг. на шасси тяжёлого танка «Тигр II» («Королевский тигр»). Разработчик и производитель завод «Nibelungenwerke», Австрия, г. Санкт-Валентин.
С 1944 по 1945 год произведено порядка 74-79 единиц.
САУ сконструирована по классической компоновочной схеме характерной для Германии периода Второй мировой войны, с использованием удлиненного на 260 мм корпуса из-за больших размеров рубки, по сравнению с базовым. Моторное отделение традиционно размещено в кормовой части корпуса, трансмиссионное отделение с отделением управления в передней части. Боевое отделение располагалось в рубке, в центральной части корпуса, между моторным и трансмиссионным отделениями. Рабочее место механика-водителя располагалось со смещением в лево от продольной оси машины. Справа от него размещался стрелок- радист. В лобовом броневом листе рубки устанавливалось основное вооружение -128 мм пушка Stuk44 L/55 с длинною ствола 55 калибров, с раздельным заряжанием. Пушка имела коническую маску типа Saukopf («свиная голова»). Дополнительное вооружение -7,92 мм курсовой пулемет МG 34 крепился в шаровой опоре в переднем броневом листе корпуса. На часть машин могли устанавливаться зенитные пулемёты MG-42. Вооружение комплектовалось перископическим прицелом WZF 2/1 с 10-кратным увеличением и полем зрения 7 градусов. Максимальное деление шкалы - 4000м позволяло вести прицельный огонь на соответствующую дальность. Максимальная толщина пробиваемой брони составляла 190мм на дальности 2000м при угле встречи 30град. Скорострельность орудия составляла 2-3 выстрела в минуту. Для механика-водителя был установлен бинокулярный перископ Fahrerfernrohr K.F.F. 2 с полем зрения в 65°.
Броневая защита в различных частях машины состояла из стальных катанных и литых броневых листов разной, от 40 до 250 мм, толщины. Максимальная толщина брони составляла 250 мм в лобовой части рубки и 150 мм в лобовой части корпуса. Мощнейшая броневая защита обусловила значительное повышение боевой массы машины, которая составила 75 тонн.
САУ оснащалась 12-цилиндровым, V-образным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения «Maybach» HL 230P30 мощностью 700 л.с., позволявшим развивать скорость до 36 км/час.
Ходовая часть с индивидуальной торсионной подвеской заимствованная от базового танка «Тигр II», состояла из ведущего и направляющего колес и девяти опорных катков расположенных в шахматном порядке с каждой стороны. Пять опорных катков с двойными ободами, опирались на внешнюю и внутреннюю части гусеничной ленты - по обе стороны от гребней траков. Четыре внутренних опорных катка полностью опирались на внутреннюю часть гусеницы.
Экипаж САУ состоял из шести человек: командир, механик-водитель, стрелок-радист, наводчик орудия и два заряжающих.
Впервые «Ягдтигры» были использованы в боях на Восточном фронте в марте 1945 года.
САУ поступали на вооружение отдельных тяжёлых противотанковых батальонов (schwere Panzerjagerabteilung, s.Pz.Jgr.Abt). В частности в 653-м и 654-м батальонах, «Ягдтиграми» были вооружены по две роты из трёх.
«Ягдтигры» уверенно поражали любой из участвовавших в войне образцов бронетехники стран антигитлеровской коалиции. Броню американских «Шерманов» пробивали на дальностях до 2500 -3000 м при этом оставаясь для них неуязвимыми.
Не смотря на высокие показатели огневой мощи и защищенности, после поломок или израсходования боеприпасов большая часть «Ягдтигров» оказывались брошенными на поле боя.
Из-за малочисленности выпущенных машин, низких показателей надежности и постоянной проблемы дефицита горючего, боевое применение «Ягдтигров» было ограниченным и не оказало какого-либо влияния на исход войны.
Мощное бронирование и как следствие высокий вес и низкая удельная мощность (9,3 л.с на тонну веса) , высокое удельное давление на грунт (1,06 кг/см²) значительно снижали показатели подвижности, что также ограничивало их применение.
«Ягдтигр» представленный в экспозиции Музейного комплекса Площадка № 1 в парке «Патриот». Состоял на вооружении 653 отдельного тяжелого противотанкового батальона.
На переднем лобовом листе корпуса сварочным аппаратом наварена надпись «ШТЕРБУРГ 5.5.45.» , что позволяет сделать предположение о том, что данный экземпляр был захвачен как трофей в начале мая 1945г. в населенном пункте Штербург. 30 октября 1946 года САУ поступила в Танковый музей в Кубинке