Top.Mail.Ru
Подписывайтесь на наш Telegram! Это самый оперативный источник информации о Парке.

Тяжелая самоходная артиллерийская установка СУ-14-1

СУ-14-1 - важный этап развития тяжелых самоходных орудий в Советском Союзе.
Страна производитель СССР
Год производства 1936
Уникальность единственный экземпляр
Эпоха довоенная
Тип самоходная установка
Серийность опытный образец (серия отменена)
Ширина, м 3,370
Высота, м 3,560
Длина, м 10,000
Клиренс, мм 480
Применяемая броня Катаная гомогенная
Корпус лобовая броня 50 мм
Корпус бортовая броня 30-60 мм
Подвижность 22 км/ч
Запас хода 210 км по шоссе и 80 км - по проселочной дороге.
Скорость по шоссе 22 км/ч (до 6-10 км/ч по бездорожью)
Мощность двигателя 500 л. с. (М-17Л)
Емкость баков, л 910
Вооружение № 1 152-мм нарезная пушка особой мощности Бр-2
Боекомплект вооружения №1 28 снарядов
Вооружение №2 4 7,62-мм пулемета ДТ (один зенитный)
Боекомплект вооружения №2 2835 патронов
Экипаж 7 человек
Средства связи радиостанция 71-ТК-3 и переговорные устройства ТПУ-2.
Интересные факты 1 Одна из самых больших и мощных самоходных пушек в мире
Интересные факты 2 В процессе доработок 203-мм гаубицу Б-4 заменили на 152-мм пушку БР-2
Интересные факты 3 В окончательном варианте предназначалась для штурма "Линии Маннергейма"
Интересные факты 4 Первая советская "штурмовая" САУ
Интересные факты 5 Единственный сохранившийся экземпляр
Интересные факты 6 В компьютерных играх за характерную форму корпуса получила прозвище “холодильник”.

Описание:

СУ-14-1 - советская самоходка особой мощности.

Одна из самых больших и мощных самоходных установок в истории. Единственный сохранившийся экземпляр.

Один из наиболее впечатляющих экспонатов Центрального парка “Патриот” - тяжелая самоходная установка СУ-14-1. Ее поистине огромный корпус на Музейной площадке № 1 трудно не заметить. Это одна из крупнейших самоходных пушек в мире.

Разработана в 1935 году на базе тяжелого танка Т-35. Первоначальное вооружение - 203-мм гаубица Б-4, в 1940 году замененная на 152-мм пушку особой мощности БР-2. Назначение - борьба с укреплениями.


Первая мировая война показала, что тяжелая артиллерия нередко определяет успех сражений. К концу этой войны пушки и гаубицы быстро и незаметно для врага перевозили на мощных скоростных тягачах или самоходных шасси.

Поэтому к середине тридцатых годов прошлого века советские конструкторы создают несколько передовых образцов тяжелых гаубиц и дальнобойных пушек - для вооружения артиллерийских корпусов и Резерва Главного Командования.

Среди них - 203‑мм гаубица Б-4 образца 1931 года и 152‑мм пушка БР‑2 образца 1935 года. Эти орудия обладают исключительной мощностью и могут пробить до двух метров железобетона. БР-2 еще и превосходит по дальности стрельбы зарубежные аналоги тех лет. Еще одно преимущество - у гаубицы и пушки единый гусеничный лафет.

Однако у этих орудий незначительный угол горизонтального обстрела. А громоздкий и тяжелый гусеничный ход не позволяет перевозить пушки и гаубицы со скоростями, большими 8 км/ч.

Выходом стало создание самоходных орудий. Мощный двигатель позволяет перемещать орудие с высокой скоростью. Самоходка также быстрее готовится к стрельбе - и к тому же лучше защищена броней от вражеского огня.

Гаубицу Б-4 приняли на вооружение в 1933 году. Годом ранее на вооружение Красной армии поступили новейшие танки Т-28 и Т-35. Их шасси выглядели идеальным вариантом для установки тяжелых орудий.

Весной 1933 года на шасси Т-35, самого мощного советского танка тридцатых годов, хотели создать целое семейство самоходок СУ-7, особого назначения - с 254-мм пушкой, 305-мм гаубицей или 400-мм мортирой (чем короче ствол, тем большего калибра орудие можно разместить на том же шасси). Однако СУ-7 так и осталась “на бумаге”.

За разработку новой самоходки, СУ-14, принимаются сразу два конструкторских бюро в Ленинграде - Опытного завода Спецмаштреста № 174 имени Кирова и завода “Большевик”. Руководит разработкой Николай Всеволодович Барыков, возглавлявший и создание танков Т-28 и Т-35. Ведущим инженером машины стал Павел Николаевич Сячинтов, один из наиболее перспективных конструкторов артиллерии. Принимал участие в разработке СУ-14 и Лев Сергеевич Троянов - в будущем успешный конструктор самоходных орудий.



Базой для СУ-14 стало сильно переработанное шасси Т-28. Мотор и трансмиссия размещались спереди, а не сзади, как на большинстве советских танков.

Механик-водитель сидел спереди в забронированной кабине, в передней части корпуса у левого борта. Остальные шесть членов экипажа размещались в кормовой части на трех съемных сиденьях.

Сама гаубица ставилась открыто, вместе с верхним станком, подъемным и поворотным механизмом без каких-либо переделок. Самоходка стреляла только с места, при этом гаубица закреплялась на грунте с помощью двух сошников. Снаряды подавались к гаубице двумя лебедками. Вспомогательное оружие самоходки - три 7,62-мм пулемета ДТ, один из которых мог стрелять с зенитной турели.

Броня - из катаных листов толщиной 10-20 мм, соединенных сваркой и заклепками.

К началу 1934 года на шасси СУ-14 запланировали поставить, помимо гаубицы Б-4, и дальнобойную 152-мм пушку особой мощности Б-10.

Новое самоходное орудие впервые отправилось на полигон в августе 1934 года.


На испытаниях в августе 1934 и в апреле 1935 года СУ-14 в сумме сделала 20 выстрелов. Без упора сошников в грунт самоходка была неустойчива в момент выстрела даже при углах стрельбы в 45 и 60 градусов. Сошники резко повышали устойчивость. Но при стрельбе с углом возвышения ствола в 10 градусов СУ-14 все же отходила назад на 9-10 см.



Самоходная установка отличалась малым вылетом ствола - то есть углом между осью ствола до выстрела и ствола в момент вылета снаряда. Экипажу было достаточно просторно.

Ходовые испытания показали, что давление на грунт слишком велико, к тому же агрегаты от Т-28, с массой танка около 25 тонн, не выдерживают нагрузки самоходной установки весом в 47 тонн.

30 октября 1934 года решили, что следующая, уже серийная, самоходка будет строиться под агрегаты тяжелого танка Т-35. На основе опыта СУ-14 конструкторы во главе с Сячинтовым разработали установку СУ-14-1.


Потребность в мощных самоходных установках была столь велика, что СУ-14-1 приняли на вооружение уже 10 июня 1935 года, хотя первый ее образец вышел на испытания лишь в 1936 году.

Трансмиссия СУ-14-1 была взята от Т-35, с более толстыми листами рессоры. Выхлопные трубы удалили от кабины механика-водителя, что облегчило его работу. Конструкцию опорных сошников доработали. Подвеску установки при стрельбе больше не выключали - поскольку на СУ-14 механизм выключения показал себя малоэффективным.

СУ-14-1 могла стрелять из той же гаубицы Б-4, что и СУ-14 - в секторе 8 градусов по горизонтали без поворота машины. Углы обстрела по вертикали - от 0 до +60 градусов. Теперь новая установка имела четыре пулемета ДТ, а не три. Три пулемета крепились в шаровых установках на бортах и корме корпуса, еще один - на зенитной турели. Боекомплект к пулеметам составил 2196 патронов. На самоходке помещалось восемь 203-мм снарядов - как резервный боекомплект для быстрого открытия огня. Пока не приедет специальный транспортер боеприпасов на базе быстроходного гусеничного трактора-тягача “Коминтерн”, перевозящий 50-60 выстрелов.

На машину поставили форсированный бензиновый двигатель М-17Ф мощностью 700 л. с., что повысило скорость до 30 км/ч против 27 у СУ-14. Топливные баки вмещали 886 л. По шоссе СУ-14-1 на одной заправке могла проехать 120-150 км.

У ходовой части уменьшили число катков с одного борта с шести до пяти. Четыре переносных огнетушителя помогали бороться с возможным пожаром.

Но на полигонных испытаниях установка стреляла максимум один раз в пять-семь минут. Там низкий темп стрельбы был недопустим. К тому же по итогам испытаний у самоходки выявили свыше 160 дефектов.

Поэтому в конце 1936 года Научно-технический отдел Артиллерийского управления Красной армии сделал вывод, что СУ-14-1 не может быть допущена ни до войсковых испытаний, ни до серийного выпуска.

Возможно, установку попытались бы доработать. Но 31 декабря 1936 года Сячинтов был арестован за вредительство - сразу несколько его многообещающих проектов так и не были доведены до серийного выпуска. В мае 1937 года Сячинтова расстреляли, а 7 августа 1938 года разработку СУ-14 официально закрыли. Построенные машины отправили на полигон Артиллерийского управления.

Однако с началом советско-финской войны о тяжелых самоходках вспомнили. Красной армии срочно потребовались мощные, но при этом подвижные средства борьбы с финскими укреплениями.

Поэтому 17 января 1940 года Комитет обороны поручил заводу № 185 отремонтировать и экранировать броневыми листами две СУ-14 ,а также установить на них новую 152-мм пушку особой мощности БР-2. Благодаря длинному стволу в 47 калибров БР-2 получила большую дальность стрельбы и хорошую баллистику. Начальная скорость снаряда пушки - 880 м/с.

Дополнительное оружие - четыре пулемета ДТ, с возможностью зенитной стрельбы с турели П-40 одним из них.

За доработку СУ-14 принимаются конструкторы Барыков, Мостовой и Масалкин.

Поскольку установки предназначались для стрельбы по дотам прямой наводкой, с дистанции 1,5-2 км, открытую установку орудия заменили на бронированную рубку. Так самоходная “повозка” для гаубицы впервые в СССР стала “штурмовой”.

Защиту лба корпуса и рубки довели до 50 мм, бортов - до 30 мм, в передней части - до 60 мм. Поэтому вес установки вырос до 64 тонн.

Новый бензиновый двигатель М-17Л мощностью 500 “лошадей” должен был обеспечить максимальную скорость по шоссе 22-25 км/ч, а по бездорожью - 6-10 км/ч.

Однако Ижорский завод, где традиционно изготавливали броню, прислал броневые листы для СУ-14 на завод № 185 лишь 23 февраля 1940 года. Поэтому первая улучшенная самоходка была готова лишь 13 марта - именно в тот день, когда война с Финляндией закончилась.

Испытания на Гороховецком полигоне у деревни Мулино во Владимирской области начались уже после победы над финнами, 15 июня 1940 года.

СУ-14-1, в отличие от СУ-14, показала себя настолько стабильной платформой для стрельбы, что сошники пушки даже не надо было опускать. Благодаря удачной конструкции рубки экипажу было удобно работать. Просторная рубка обеспечила и увеличение боекомплекта до 28 выстрелов.

С другой стороны, из-за рубки угол возвышения пушки уменьшился до всего 15 градусов - вместо 60 градусов при открытой установке гаубицы. Также броня мешала поворачивать орудие, а затвор пушки открывался с трудом. Прицельно стрелять из пулемётов тоже стало невозможно.

В июле 1940 года СУ-14 стреляли по бывшим польским укреплениям на территории Киевского военного округа.

К осени 1940 года машины отправились на консервацию - на бронетанковый полигон в Кубинку, где и встретили Великую Отечественную войну.



Участие СУ-14 в обороне Кубинки осенью 1941 года документами не подтверждается. Напротив, осенью машины отправили в Казань для обучения танкистов на военно-технических курсах. Решение вполне логичное - для условий 1941 года, несмотря на мощные пушки, огромные медленные самоходки со слабой броней уже устарели.

Обратно в Кубинку обе СУ-14 вернулись лишь в 1943 году.

В 1960-х годах СУ-14 сдали на металлолом, а СУ-14-1 повезло уцелеть.

В 2019 году силами художников-реставраторов Центрального парка “Патриот” СУ-14-1 была отреставрирована, были добавили гильзы и макеты снарядов, пулеметные гнезда.

В наши дни СУ-14 стала популярна в компьютерных играх, где за характерную форму корпуса получила прозвище “холодильник”.

Увидеть уникальную установку можно на Музейной площадке № 1 Центрального парка “Патриот”.




Все экспонаты парка патриот