Внимание! На время работы Форума Армия-2018 вводится особый режим работы парка и изменяется стоимость парковки. Подробнее по ссылке

СУ-152 — почему «Зверобой»?

14.02.2018
СУ-152 — почему «Зверобой»?

14 февраля с некоторых пор ассоциируется со Днем всех влюбленных. Для советского танкостроения эта дата ассоциируется с другим. 14 февраля 1943 года на вооружение Красной Армии была принята тяжелая самоходная установка КВ-14. С апреля 1943 года обозначение поменяли на СУ-152.

Первоначально такой машины, как СУ-152, в системе вооружения Красной Армии не предполагалось. По опыту войны с Финляндией требовалась совсем другая САУ. Она должна была иметь вооружение в виде 152-мм пушки особой мощности БР-2, в качестве альтернативы рассматривалось 130-мм морское орудие Б-13. В экспозиции парка «Патриот» можно увидеть самоходные установки Т-100Y и СУ-14-БР-2 как раз с такими системами. Планировалось, что на базе удлиненного шасси КВ будет выпускаться похожая на них машина, имевшая индекс 212. По разным причинам дальше изготовления корпуса дело по 212 не продвинулось.

В конце 1941 года, по заданию Сталина, в Челябинске был спроектирован штурмовой танк КВ-7. Он имел неподвижную башню (рубку), в которой поставили строенную установку двух 45-мм пушек и 76-мм пушки Ф-34. Испытания показали, что идея КВ-7 была неудачной, но рубка вполне подходит для установки 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20. Впервые идею создания такой версии КВ-7 озвучили в конце января 1942 года, а в середине апреля она превратилась в официальное задание. Работы по проектированию САУ велись в Свердловске. КБ УЗТМ под руководством Л.И. Горлицкого разработало проект У-18, но его быстро отклонили. Совсем иначе поступили со вторым проектом, имевшим обозначение ЗИК-20. Эту САУ разработали в КБ завода №8 под руководством Ф.Ф. Петрова. Именно эта машина находилась поначалу в приоритете. В конце 1942 года был построен полноразмерный деревянный макет рубки.

В виду затягивания работ по ЗИК-20, а также перехода выпуска с КВ-1 на КВ-1с, возникла идея разработать похожую машину силами СКБ-2 ЧКЗ. Работы по «истребителю ДОТ-ов» возглавил Л.С. Троянов. За считанные недели в Челябинске разработали проект, получивший обозначение КВ-14 и чертежный индекс 236. 3 января прошел смотр проектов, победу одержал КВ-14. Эта машина получилась более легкой и меньше всего требовала переделок базового шасси. На следующий день Сталин подписал постановление ГКО №2692 «Об изготовлении образца 152-мм самоходной пушки на базе танка КВ-1С». К утру 24 января опытный образец был готов. Он успешно прошел огневые испытания, пробег также не выявил серьезных проблем.

Это стало основанием для принятия КВ-14 на вооружение, которое и случилось 14 февраля 1943 года.

Из самоходной троицы СУ-12 (СУ-76), СУ-122 и СУ-152 последняя оказалась наименее проблемной. Несмотря на наличие вполне ожидаемых «детских болезней», машина оказалась лишена принципиальных недостатков, требующих серьезной переделки конструкции. В виду производственных проблем поначалу выпуск СУ-152 оказался далек от планов. Поставки СУ-152 в войска начались с апреля 1943 года, а боевой дебют состоялся в июле, на Курской Дуге.

Первоначально СУ-152 разрабатывалась как средство борьбы с вражескими укреплениями. Бронебойных снарядов для МЛ-20 к началу боевого применения не было в принципе. Тем не менее, наибольшую славу СУ-152 получила как истребитель танков. Выяснилось, что даже отсутствие бронебойных снарядов не мешало превращать новейшие немецкие танки и САУ в металлолом. Именно на Курской Дуге СУ-152 получила прозвище «Зверобой». Низкая скорострельность и не самая высокая подвижность компенсировались поистине чудовищной огневой мощью орудия МЛ-20.

Уже в августе 1943 года в боекомплекте СУ-152 появились бронебойные снаряды. О том, насколько эффективным противотанковым средством были СУ-152, говорят отчеты с фронтов. Как докладывали экипажи, на дистанции 1,5 километра что бронебойные, что осколочно-фугасные снаряды сносили немецким «Тиграм» башни. Доводилось воевать СУ-152 и с «Фердинандами».

Производство СУ-152 закончилось в декабре 1943 года. Всего сдали 670 машин данного типа. На производство встала ИСУ-152, созданная на базе тяжелого танка ИС-1. Что же касается СУ-152, то они активно применялись на фронте вплоть до начала 1945 года. Одной из последних операций стало освобождение польского города Познань. До наших дней дожило всего 3 СУ-152.

В экспозиции парка «Патриот» представлена машина выпуска июля 1943 года. В настоящий момент экспонат можно посмотреть на площадке № 2 музейного комплекса. 

Материал и архивные фотографии представил историк бронетанковой техники Юрий Пашолок.

Все новости