Top.Mail.Ru
Уважаемые гости! 24 апреля 2024 г. Партизанская деревня с 14:00 до 18:00 закрыта для посетителей  по техническим причинам, приносим извинения за доставленные неудобства.

Легкий танк «Ха-Го», тип 95

Самый массовый танк японской армии периода Второй мировой войны.
Страна производитель Япония, фирма «Мицубиси Дзукогио»
Год производства 1936г. - 1943г.
Уникальность Сохранилось не менее 15 танков этого типа
Эпоха Времён войны
Тип Легкий танк
Серийность Серийный (произведено 2348 единиц)
Интересные факты
Происхождение экспоната Осенью 1945 г. легкий танк Тип 95 «Ха-Го» доставлен на испытательный полигон в Кубинку, позже был передан в Музей бронетанковой техники.
Боевое применение Маньчжурская операция 1945 г.
Подвижность
Двигатель Рядный, 6-цилиндровый, двухтактный, воздушного охлаждения дизель «Мицубиси» А6120VD
Мощность двигателя 88,2 кВт (120 л.с.)
Максимальная скорость по шоссе 45 км/ч
Скорость по пересеченной местности 26 км/ч
Запас хода по шоссе 210 км
Тип подвески Подвеска конструкции Т. Хара
Вооружение
Орудие 37-мм пушка Тип 94, с 1938 г. Тип 97 длина ствола 36,7 калибров/75 выстрелов
Пулеметы 2х6,5-мм Тип 91, с 1938 г. 2х7,7-мм Тип 97/3300 патронов
Бронирование
Лоб корпуса верх 12/0 мм/град
Лоб корпуса середина 9/72 мм/град
лоб корпуса низ 12/18 мм/град
Борт корпуса верх 12/34 мм/град
Лоб 12/7 мм/град
Борт 11 мм/град
Корма башни 7 мм/град
Дополнительно
Экипаж 3 человека
Боевая масса 7,4 тонн
Средства связи Внешняя связь с помощью флажков, Внутренняя связь – специальная переговорная труба «танкофон»

Описание:

Самый массовый танк японской армии периода Второй мировой войны – легкий танк Тип 95 разработан в 1933-1934 годах фирмой «Мицубиси». В конце 1934 года танку было присвоено название «Ха-го». Танк создавался для сопровождения механизированных кавалерийских соединений японской императорской армии. «Ха-Го» серийно производился с 1936 по 1943 гг.

Компоновка танка с расположением двигателя в кормовой части и элементов трансмиссии – впереди. Боевое отделение было объединено с отделением управления. Корпус собирался из катаных бронелистов на каркасе при помощи заклепок и болтов. В башне, слегка смещенной влево относительно продольной оси машины, была установлена 37-мм пушка, которая наводилась на цель при помощи плечевого упора. Один пулемет установлен в задней части башни, второй в рубке лобовой части корпуса танка. Разнесенная установка пушки и пулемета затрудняла работу командира. Все вооружение имело оптические прицелы. Для стрельбы из личного оружия выполнены лючки со сдвижными броневыми заслонками в борту башни и по бокам рубки пулеметчика. Наблюдение за полем боя велось через смотровые щели.

В кормовой части вдоль правого борта корпуса, в специальном отсеке устанавливался дизельный двигатель воздушного охлаждения мощностью 120 л.с., обеспечивая танку хорошую подвижность. Двигатель имел высокие эксплуатационные качества, но был достаточно громоздким.

Подвеска танка, разработанная в 1933 году Томио Хара, получила его имя. Она не была похожа ни на один из зарубежных образцов. Подобная конструкция подвески применялась на большинстве серийных японских танков 1930-1940-х годов. На танки устанавливали мелкозвенчатую металлическую гусеницу шириной 250 мм.

Большое количество лючков и съемных броневых деталей упрощали обслуживание и ремонт танка, но снижали его защищенность.

Командир боевой машины находился в одноместной башне, выполняя одновременно функции заряжающего и наводчика орудия. Удобно расположенная боеукладка упрощала работу командира. Место механика-водителя находилось справа в передней части корпуса, слева место техника-стрелка, который обслуживал двигатель и вел огонь из пулемета.

Связь командира танка с водителем осуществлялась с помощью специальной переговорной трубы. Для внешней связи использовали сигнальные флажки.

Для уменьшения поражения экипажа осколками брони, с внутренней стороны корпуса закрепляли специальный асбестовый «подбой».

Танк Тип 95 был простым в производстве и эксплуатации, надежной и неприхотливой машиной, но имел недостаточное вооружение и защищенность.

В феврале 1935 года легкий танк «Ха-Го» принял участие в маневрах в районе Большого Хингана. Условия были приближены к фронтовым. Неровности местности вызывали повышенные нагрузки на ходовую, подвеска требовала усиления. Модифицированная подвеска получила название «маньчжурская». С новой подвеской было изготовлено несколько десятков экземпляров «Ха-Го».

На базе «Ха-Го» были созданы танки «Ке-Ну» и «Ка-Ми», самоходная артиллерийская установка «Со-То».

Танки «Ха-Го» активно использовались японской армией во всех операциях с конца 1930 по 1945 годы: в Юго-Восточной Азии, Китае и в бассейне Тихого океана. Летом 1939 г. на реке Халхин-Гол они встретились с советскими танками, которые превосходили японские машины по огневой мощи и защищенности. В августе 1945 года «Ха-Го» приняли участие в Маньчжурской наступательной операции.

Большая часть японских танков, захваченных Красной Армией в Маньчжурии, в том числе «Ха-Го», впоследствии были переданы Советским Союзом Народно-освободительной армии Китая.

Танк Тип 95 «Ха-Го» представлен в экспозиции «Победа над Японией» в Музейном комплексе Площадка №1 в парке « Патриот ».

Все экспонаты парка патриот