Top.Mail.Ru
Подписывайтесь на наш Telegram! Это самый оперативный источник информации о Парке.

Легкий танк Pz. Kpfw. II

Лучший легкий танк вермахта
Страна производитель Германия
Год производства 1935-1942
Уникальность Распространенный
Эпоха Довоенный
Тип Легкий танк
Серийность Серийный (изготовлено около 1700 единиц)
Основные
Боевая масса 9,5 т
Длина 4,81 м
Высота 2,28 м
Ширина 2,02—2,15 м
Бронирование
Лоб корпуса 29-34,5 мм
Борта и корма корпуса 14,5 мм
Лоб башни 34,5 мм
Борта и корма башни 14,5 мм
Крыша и днище 5-10 мм
Подвижность
Мощность двигателя 140 л. с.
Скорость по шоссе 40 км/ч
Мощность двигателя 140 л. с.
Вооружение
Вооружение №1 20-мм автоматическая пушка KwK 30
Боекомплект вооружения №1 180 снарядов
Вооружение №2 7,92-мм пулемет MG 34
Боекомплект вооружения №2 2100 патронов
Интересные факты
1 Самый массовый немецкий танк на 1940 год.
2 Несмотря на слабую броню и вооружение, танк разработки 1934 года в обновленных версиях выпускался до 1942 года и применялся вплоть до 1945 года.
3 Послужил основой для многих самоходных орудий и специальных машин - огнеметных танков, плавающих танков, танков-подрывников.
Дополнительно
Экипаж 3 человека

Описание:

Легкий танк Pz.Kpfw. II разработали как временную меру, а в итоге выпускали до 1942 года и применяли до 1945. На 1940 год Pz.Kpfw. II стал самым массовым немецким танком. Он был подвижен и легок в управлении, но имел слишком слабую броню и вооружение при столкновении с танками или противотанковой артиллерией. На отработанном шасси Pz.Kpfw. II массово выпускали самоходные орудия и специальные машины.

Pz.Kpfw. II — танк, которому не повезло со славой, но повезло с выпуском. Pz.Kpfw. I, или "единичка", стал знаменит как первый танк Третьего рейха, и первым пошел в бой. Pz.Kpfw. III и IV стали основой танковых войск Германии в разгар Второй мировой. А “двойка” по известности оказалась где-то посредине.

Когда в 1933 году нацисты пришли к власти в Германии, они захотели иметь много танков. Но каких?

"Единичка", которую заказали еще в 1933 году, в теории была страшным врагом для пехоты, что позже подтвердится в Испании, но имела откровенно слабое уже для середины 1930-х годов вооружение: всего пара пулеметов и тонкая броня. Более мощное оружие в "единичку" не помещалось. Поэтому Германии оказался нужен второй легкий танк.

Разработку для надежности поручили сразу трем фирмам — "Крупп", "Хеншель" и MAN. Последняя и выиграла "соревнование" — в 1935 году MAN поставила первую партию танков.

После нескольких пробных вариантов с марта 1937 года начался серийный выпуск танка, получившего название Panzerkampfwagen II, или Sd.Kfz. 121, или Т-II — в зависимости от системы обозначений.

Танк имел классическую немецкую компоновку: мотор – в корме, боевое отделение – в середине корпуса, отделение управление – в лобовой части. Экипаж: механик-водитель, командир, радист.

В башню нового танка поставили KwK 30 — укороченную версию автоматической 20-мм зенитки Flak 30 (и с магазином на 10 снарядов вместо 20 у зенитки), а также спаренный 7,92-мм пулемет MG 34. Командир танка работал и наводчиком пушки.

Боекомплект пушки составил 180 осколочных и бронебойных снарядов, затем его увеличили до 320. Бронебойный снаряд, попав под углом 30 градусов к нормали, мог пробить броню 20 мм на дальности 100 м. То есть броня легких танков 30-х годов была “двойке” по зубам.

Бензиновый двигатель "Майбах" развивал мощность в 130, затем в 140 "лошадей".

Толщину брони с 13 мм на первых вариантах танка увеличили до 14,5 мм.

Ходовая часть получила опорные катки с независимой подвеской, расширенные гусеницы и модернизированные ведущие и направляющие колеса. В результате танк разгонялся по шоссе до 48 км/ч. Более поздние версии танка потяжелели до 9,5 т (вместо 6 т по плану), и скорость упала.

“Двойки” были довольно удобны в управлении для водителя, отличались хорошей проходимостью и поворотливостью.

Каждый танк штатно имел приемную радиостанцию FuG 2, а начиная с машин командиров рот и выше — приемо-передающую станцию FuG 5. Радист сидел в корпусе танка.

Учитывая опыт боев “единичек” в Испании “двойкам” в 1938 году добавили дополнительные 15-20-мм листы брони на болтах.

Весной 1938 года жители Австрии радостно встречали немецкие "двойки" при аншлюсе (присоединении) к Германии. А в марте 1939 года "двойки" первыми из германских танков без боя вошли в Прагу.

Боевым дебютом "двоек" стало нападение на Польшу в сентябре 1939 года.

К французской кампании мая 1940 года "двойка" стала самым массовым немецким танком (955 боеготовых Pz.Kpfw. II из общего их числа в 1092 машины), составив почти половину боеготовых машин.

Боевая карьера Pz.Kpfw. II сложилась неоднозначно. С одной стороны, легкий подвижный танк был очень полезен для разведки и сопровождения. При меньшей массе он мог пройти по тем мостам, которые сломались бы под средними танками. С другой стороны — пушки калибра свыше 37 мм в Польше, Франции, Северной Африке и в Советском Союзе запросто пробивали лобовую броню "двоек" даже с дополнительной защитой.

Уже после столкновения с армией Польши немцам пришлось заменить на танках крупный белый или желтый крест на темный крест в белой окантовке - чтобы машины меньше бросались в глаза на поле боя.

Французская кампания обошлась в 240 безвозвратно потерянных "двоек" — почти четверть от общего их парка, а на Восточном фронте к концу 1941 года немцы потеряли еще 424 Pz.Kpfw. II.

Но заменить "двойки" было попросту не на что — "единички" были еще слабее, а у средних танков обнаружились свои проблемы в массовом производстве.

Поэтому выпуск Pz.Kpfw. II все новых версий продолжали вплоть до декабря 1942 года, усиливая броню, мотор, вооружение, добавляя командирскую башенку для лучшего обзора.

Немецкую армию первой половины Второй мировой выручала не толстая броня, а налаженное взаимодействие родов войск, от авиации до саперов.

Но все же к 1943 году, с насыщением частей новыми танками, немцы использовали "двойки" не для "большой" войны, а для разведки, охраны частей и борьбы с партизанами.

Тем не менее, порядка 15 танков Pz.Kpfw. II дожили в действующей армии Третьего рейха до марта 1945 года. А массовый выпуск Pz II L "Лукс", нового легкого танка под именем старого, так и не успели развернуть.

На базе "двойки" выпускали немало специальных машин. Так, для десанта в Англию разработали плавающую модификацию "двойки" с алюминиевым понтоном "поплавком" и двумя гребными винтами. Винты вращались с помощью зубчатых передач от гусениц танка.

В огнеметной модификации Pz.Kpfw.II(F), или “Фламинго”, стандартную башню заменили на меньшую пулеметную. На надгусеничные полки поставили две башенки с огнеметами, вращающиеся на 180 градусов, а по бокам подбашенной коробки — бронированные коробы для огнесмеси. Сжатый азот из баллонов в корпусе танка выбрасывал загущенный нефтью бензин на 35-40 м. Один из огнеметных танков был захвачен советскими войсками в боях 20-21 августа у города Духовщины за Смоленском и испытывался на полигоне в Кубинке.

Также производили самоходные мостоукладчики, бронированные ремонтные машины, машины артиллерийских наблюдателей. И танки-подрывники — они подъезжали задним ходом и сбрасывали на цель заряд взрывчатки в бронированном ящике с открывающимися тросиком створками.

Около тысячи "двоек" переделали в самоходные орудия. Противотанковые Marder II имели 75-76-мм орудия, САУ поддержки — легкую 105-мм гаубицу или даже 150-мм гаубицу в рубке.

"Двойки" неоднократно захватывали и затем испытывали на полигоне в Кубинке.

Сейчас в парке "Патриот" в павильоне 7 Музейной площадки №1 можно видеть Pz.Kpfw.II Ausf.F - машину одной из поздних версий, вероятно, выпущенную на заводе "Урсус" в Варшаве.

Все экспонаты парка патриот