Top.Mail.Ru
Уважаемые гости! 24 апреля 2024 г. Партизанская деревня с 14:00 до 18:00 закрыта для посетителей  по техническим причинам, приносим извинения за доставленные неудобства.

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-5

БТ-5 перемещался как на гусеничном, так и на колесном ходу.
Страна производитель СССР
Год производства 1933 - 1935гг.
Уникальность Распространённый
Эпоха Времён войны
Тип Легкий танк
Серийность Серийный (произведено 1884 единиц)
Интересные факты
Уникальность Во время Киевских манёвров 1935 года экипажи БТ-5 совершали массовые прыжки на своих машинах через различные препятствия на 15-20 метров.
Особенность конструкции На танках БТ-5 использовалась независимая подвеска с винтовой цилиндрической пружиной, изобретённая американским инженером Джоном Кристи. Это давало возможность применения боевой машины как на гусеничном, так и на колесном ходу.
Боевое применение Танки БТ-5 воевали в Испании в 1937 году, у реки Халхин-Гол в 1939 году. Применялись в присоединении Западной Украины и Белоруссии, в советско-финской войне. Под Ленинградом и в Карелии танки БТ-5 воевали до середины 1944 года.
Подвижность
Двигатель V-образный, 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-5
Мощность двигателя 400 л.с.
Максимальная скорость на гусеницах 52 км/ч
Максимальная скорость на колесах 72 км/ч
Запас хода на гусеницах 150 км
Запас хода на колёсах 200 км
Вооружение
Пушка 45-мм пушка 20-К / 115 выстрелов
Пулемет 7,62-мм ДТ / 2709 патронов
Бронирование
Бронирование корпуса 13 мм
Бронирование башни 13 мм
Бронирование противопульное
Дополнительно
Боевая масса 11,5 тонн
Средства связи радиостанция 71-ТК-1, танковое переговорное устройство ТПУ-3
Экипаж 3 человека

Описание:

БТ-5 - советский лёгкий колёсно-гусеничный танк. Серийный танк семейства быстроходных танков. Является усовершенствованным вариантом танка БТ-2 - уже с двигателем советского производства, с новой эллиптической башней на расширенном погоне и усиленным вооружением. Выпускался серийно на Харьковском паровозостроительном заводе в 1933-1935 годах. Принят на вооружение в соответствии с военной доктриной наступления на большие расстояния и действия на оперативных просторах. Предназначался для механизированных и танковых корпусов Рабоче-крестьянской Красной Армии. Всего произведено 1884 машины. 

Вооружение танка БТ-5 состояло из 45-мм полуавтоматической пушки со спаренным пулеметом. Поворот башни осуществлялся вручную. В качестве приборов наблюдения применялись смотровые щели с бронестеклами, расположенными в лобовой части корпуса и боковых поверхностях башни. При переходе с гусеничного хода на колесный, гусеничные цепи укладывали на надгусеничные полки и закрепляли ремнями. Колесный ход использовался для движения по дорогам с твердым покрытием. 

Характерной деталью внешнего облика «бэтэшек» стала «пирамидообразная» лобовая часть. Корпус был клёпаный. Танки БТ-5 получили танковое переговорное устройство и радиостанцию на командирских машинах. Состав экипажа три человека: командир, наводчик и механик-водитель. Командир и наводчик размещались на сиденьях в боевом отделении по обеим сторонам от пушки, а место механика-водителя находилось в отделении управления. Командир дополнительно выполнял обязанности заряжающего и радиста. 

Боевое крещение БТ-5 состоялось в Испании в 1937 году. Они хорошо показали себя, превосходя в боях и по техническим данным танки противника. Отличались хорошей скоростью и маневренностью, но подтвердились недостатки - пожароопасность бензинового двигателя, слабость противопульного бронирования. Танки БТ-5 применялись в 1939 году у реки Халхин-Гол, в присоединении Западной Украины и Белоруссии, в советско-финской войне, в начальном периоде Великой Отечественной войны. Под Ленинградом и в Карелии танки БТ-5 воевали до середины 1944 года. В последний бой БТ-5 пошли во время советско-японской войны в Маньчжурской операции через горы Хингана в августе 1945 года. 

БТ-5 являлся одним из основных танков РККА довоенного периода. Машина была несложной в освоении, отличалась неприхотливостью в обслуживании и высокой подвижностью, благодаря чему пользовалась популярностью у танкистов. Строки знаменитой песни: «Броня крепка и танки наши быстры!» - посвящены именно танку БТ. Быстроходный колёсно-гусеничный танк БТ-5 находится в Музейном комплексе Площадка №1 парке «Патриот».

Все экспонаты парка патриот