Тяжелый танк Т-35А
Страна производитель | СССР. Опытно-конструкторский машиностроительный отдел (ОКМО) Ленинградского машиностроительного завода им. Ворошилова. |
Год производства | 1933г. - 1939г. |
Уникальность | Сохранился в единственном экземпляре |
Эпоха | Довоенная |
Тип | Тяжелый танк |
Серийность | Малосерийный (произведено 61 единиц) |
Интересные факты | |
Дата производства конкретного экземпляра | 1938г. |
Производитель | Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна (ХПЗ) |
Особенность конструкции | Тяжёлый пятибашенный танк классической компоновки, с противопульным бронированием и двухъярусным расположением пушечно-пулемётного вооружения |
Происхождение экспоната | В годы Великой Отечественной войны использовался для обучения курсантов во 2-м Саратовском танковом училище. В 1945г. передан на НИИ БТ Полигон. В 2014г. специалистами ЦМ БТВТ был восстановлен до ходового состояния. |
Интересные факты | Танк Т-35 изображен на медали «ЗА ОТВАГУ», учрежденной в 1938 г |
Интересные факты | Осенью 2019г. при детальном осмотре танка Т-35А было найдено «письмо из прошлого», написанное почти 78 лет назад. Установлено имя автора. Михаил Тимофеев – курсант 2-го Саратовского танкового училища осенью 1943г. писал его своей маме. |
Подвижность | |
Двигатель | V-образный, четырёхтактный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения М-17М |
Максимальная мощность | 331(450) кВт(л.с.) |
Максимальная скорость | 30 км/ч |
Запас хода | 150 км |
Тип подвески | Подвеска блокированная, по два катка в тележке; подрессоривание — двумя спиральными пружинами. |
Вооружение | |
Орудие №1 | 76,2мм/ КТ-28 / 96 выстрелов |
Орудие №2 | 2 х 45мм/ 20К / 226 выстрелов |
Пулеметы | 6 х 7,62мм/ ДТ / 10080 патронов |
Бронирование | |
Лоб корпуса (верх) | 30/20 |
Лоб корпуса (середина) | 20/35 мм/град |
Лоб корпуса (низ) | 20/40 мм/град |
Борт корпуса (верх) | 20/0+10+10 мм/град |
Борт корпуса (низ) | 20+10 мм/град |
Корма корпуса | 20+20 мм |
Днище | 10+20 мм |
Крыша корпуса | 10 мм |
Лоб башни | 20/0 мм |
Борт башни | 20/0 мм |
Корма башни | 20/0 мм/град |
Крыша башни | 10-15 мм |
Дополнительно | |
Боевая масса | 50-55 т |
Удельное давление на грунт | 0,78 кг/см2 |
Средства связи | Радиостанция 71 ТК-1 |
Средства связи | Танковое переговорное устройство ТПУ-7 |
Экипаж | 9-11 человек |
Описание:
В 20-х годах ХХ века, на заре отечественного танкостроения, уже рассматривалась потребность Красной армии в танках различных типов, включая разработку "большого" танка, как "средства прорыва мощной укрепленной полосы".
Опытно-конструкторскому машиностроительному отделу (ОКМО) Ленинградского машиностроительного завода им.Ворошилова было выдано задание: для качественного усиления общевойсковых соединений "разработать и построить новый 35-тонный танк прорыва…".
Первый прототип Т-35-1, разработанный инженерами ОКМО под руководством Н.В.Барыкова, был готов 20 августа 1932 г. В апреле 1933 года был собран второй образец - Т-35-2.
11 августа 1933 года танк, получивший индекс — "Т-35", приняли на вооружение Красной армии. Серийное производство поручили Харьковскому паровозостроительному заводу им. Коминтерна. Уже 7 ноября 1933 года опытные образцы и первый танк Т-35А демонстрировали мощь Красной Армии и Советской индустрии на парадах в Москве и в Харькове.
С 1933 по 1939 годы Паровозостроительный завод в Харькове изготовил 61 танк Т-35. За годы производства в конструкцию боевой машины неоднократно вносились изменения.
Т-35 представляет собой боевую машину классической компоновки с противопульным бронированием и пушечно-пулемётным вооружением.
Четырехтактный 12-цилиндровый V-образный карбюраторный авиационный двигатель жидкостного охлаждения М-17Т мощностью 500 л.с. позволял развивать скорость до 30 км/час. При этом расход горюче-смазочных материалов был высок: Т-35, согласно документам, требовал бензина 45кг на 1 час работы двигателя и 5кг на 1км пробега. На 1 час работы двигателя Т-35 полагалось 5,2 кг различных смазочных материалов.
По огневой мощи один Т-35 был равен взводу легких танков. Вооружение размещалось в пяти башнях, расположенных в два яруса. В центральной башне была установлена 76,2-мм пушка КТ-28. Справа от пушки - пулемёт ДТ в шаровой установке. Еще один пулемет ДТ для ведения огня по воздушным целям установлен на люке башни. В малых пушечных башнях, расположенных диагонально (справа-впереди и слева-сзади), устанавливались две 45-мм пушки 20К, спаренные с пулемётами ДТ. Две пулемётные башни, расположенные по диагонали (слева-впереди и справа-сзади), вооружались пулемётами ДТ.
Огневая мощь Т-35 превосходила мощь вооружения любых танков мира. Благодаря очень удачной подвеске танк отличала плавность хода и возможность ведения прицельного огня с ходу. Шесть пулемётов и три пушки обеспечивали круговой массированный огонь во всех направлениях одновременно, что давало преимущество при борьбе с пехотой противника в глубине его обороны. Это же продиктовало усложнение конструкции и увеличение числа членов экипажа.
Экипаж танка Т-35А состоял из 9-11 человек. В главной башне, размещалось три человека: командир (он же наводчик), пулемётчик, и радист-заряжающий. В двух башнях, с 45-мм пушками по два человека — пулемётчик и наводчик; в пулемётных башнях по одному стрелку. В передней части танка в отделении управления размещался механик-водитель.
Все танки Т-35А оборудовались радиостанциями и танковыми переговорными устройствами. Большинство получили антенну поручневого типа; на танках позднего выпуска с коническими башнями устанавливались штыревые антенны.
Танки Т-35, самые мощные танки Красной Армии 30-х годов, поступали на вооружение тяжёлых танковых бригад резерва Главного Командования (РГК), предназначенных для усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве особо сильных и укрепленных позиций противника. Изображенные на медали «За отвагу» и ставшие символом отваги и мужества бойцов Красной Армии, танки Т-35 до начала Великой Отечественной войны в боевых действиях участия не принимали. Главным образом, танки Т-35А использовали в войсковых маневрах, тактических учениях. А также эти танки принимали участие в парадах. Начиная с 1933-го года и до начала Великой Отечественной войны, редкий Парад по Красной площади обходился без тяжелых «пятибашенников». Т-35 были воплощением мощи Красной армии.
В марте 1941 года началось формирование 34-й танковой дивизии. Для укомплектования тяжелых батальонов нового соединения в их состав передали 48 тяжелых танков Т-35. В первый день войны они перестали быть «парадными». 34-я Танковая дивизия 8-го Мех.корпуса КОВО, в состав которой входили 48 танков Т-35, уже 23 июня принимали участие в боевых действиях. За две первые недели Великой Отечественной войны все 48 танков Т-35А были утрачены. Большинство по техническим причинам.
В некоторых публикациях пишут, что Т-35 был ненадежной машиной. Документы говорят, что надежность самих танков на деле в условиях сверхнапряженных маршей, отсутствии времени на проведение технического обслуживания танков оказалась не такой уж низкой, а экипажи танков Т-35 были хорошо подготовлены.
В начале 1939 года танк был передан во вновь сформированное 2-е Саратовское танковое училище. В годы Великой Отечественной войны использовался для обучения курсантов. В январе 1945 года танк «Т-35А» был передан на НИБТ полигон в Кубинке. В 2014 году специалистами ЦМ БТВТ танк был поставлен «на ход».
В экспозиции Музейного комплекса парка "Патриот" представлен тяжелый танк "Т-35А" 1938 года выпуска — единственный экземпляр, сохранившийся до наших дней.