Плавающий танк Т-38

Малый плавающий танк Т-38, принят на вооружение в качестве разведывательного танка под руководством главного конструктора Н.А. Астрова.
Страна производитель СССР
Год производства 1936 - 1939гг.
Уникальность По некоторым источникам – сохранилось не менее 4-х танков. Один из них находится на площадке №1 музейного комплекса парка «Патриот». Этот танк являлся экспонатом расформированного музея завода АЗЛК в Москве.
Эпоха Довоенная
Тип Легкий плавающий танк
Серийность Серийный (произведено 1382 единиц)
Интересные факты
Боевое применение Боевое крещение на Дальнем Востоке в 1939г. Применялся в годы ВОВ.
Особенность конструкции Броневой корпус Т-38 имеет простую коробчатую форму и собран при помощи заклёпок и сварки на каркасе из подкладных уголков катаных листов броневой стали. Башня цилиндрической формы смещена к левому борту.
Особенность конструкции Плавающий Т-38 стал ниже и шире, что повысило его устойчивость на плаву, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода. Был установлен дополнительный опорный каток в ходовую часть, незначительно изменилась конструкция корпуса
Подвижность
Двигатель 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения ГАЗ-АА
Максимальная мощность 40 л.с
Удельная мощность 12.1 л.с./т
Запас топлива 115 л
Запас хода 220-230 км
Скорость по пересеченной местности на гусеницах 15-20 км/ч
Скорость на суше, на гусеницах 40 км/ч
Скорость на плаву 6-7 км/ч
Вооружение
Орудие Пулемет ДТ обр.1929г. / 1512 патронов калибр 7,62-мм
Прицел МП
Бронирование
Лоб башни и корпуса 9 мм
Крыша 6 мм
Днище 4 мм
Дополнительно
Экипаж 2 человека
Боевая масса 3,3 тонн
Радиостанция 71-ТК-1

Описание:

Плавающий танк Т-38 разработан в 1935 году в Москве на заводе № 37 имени С. Орджоникидзе под руководством главного конструктора Н.А. Астрова. Он предназначался для ведения разведки и организации охраны.

29 февраля 1936 года Постановлением Совета труда и обороны СССР легкий танк Т-38 был принят на вооружение в качестве разведывательного плавающего танка. В том же году началось его серийное производство. В тот период крупносерийное производство малых плавающих танков было организовано только в Советском Союзе. 

Эксплуатация плавающих танков в войсках выявила у них большое количество недостатков и недоработок. В результате дальнейшей модернизации, используя узлы танка Т37А и был создан малый плавающий танк Т-38. Работы начались под руководством нового главного конструктора завода №37 Н.А. Астрова. При создании боевой машины, получившей заводской индекс 09А, предполагалось устранить выявленные недостатки Т-37А, главным образом повысить надежность работы агрегатов нового плавающего танка. В июне 1935 года опытный образец танка, получивший армейский индекс Т-38, вышел на испытания, а в 1936г. принят на вооружение и запущен в серийное производство.

Всего же, с 1936 по 1939 год, промышленностью было изготовлено 1382 танка Т-38.

Танк Т-38 отличался от Т-37А уменьшенной высотой машины (1600 мм вместо 1840 мм) и измененной конструкцией башни и ходовой части. Основные изменения коснулись трансмиссии. Компоновочная схема машины предусматривала кормовое размещение двигателя вдоль продольной оси корпуса и переднее расположение ведущих колес. Башня была смещена к левому борту. Боевое отделение и отделение управления были объединены. Механик-водитель находился у правого борта. По сравнению с Т-37А, плавающий Т-38 имел более широкий корпус без дополнительных надгусеничных поплавков. При сохранении прежней компоновки новый танк, получивший обозначение Т-38, стал ниже и шире, что повысило его устойчивость на плаву, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода.

Бронирование Т-38 — равнопрочное, лёгкое противопульное. Броневой корпус имел простую коробчатую форму и собирался при помощи заклёпок и сварки на каркасе из подкладных уголков, из катаных листов броневой стали толщиной 4, 6 и 9 мм. Башня имела цилиндрическую форму с нишей в лобовой части и была расположена на левой половине отделения управления. Т-38 производился с двумя типами башен и корпусов, имевших незначительные различия в форме — производства Ижорского и Подольского машиностроительного заводов.

Экипаж танка состоял из двух человек: механика-водителя, рабочее место которого находилось в правой части отделения управления и командира, находившегося в смещённой к левому борту башне, выполнявшего также функции стрелка (в случае оснащения радиостанцией - ещё и радиста).

Вооружение Т-38 осталось прежним, как и на танке Т-37А - 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в лобовом листе башни. Боекомплект ДТ состоял из 1512 патронов. Установка пулемёта позволяла при необходимости его быстрое снятие для использования вне танка, для чего пулемёт комплектовался сошками.

На танке был установлен тот же двигатель, что и на его предшественнике Т-37А, ГАЗ-АА – мощностью 40 л.с. Емкость топливных баков 120 л. обеспечивала запас хода по шоссе до 250 км. при движении на одной заправке. Двигатель в блоке с главным фрикционом и коробкой перемены передач устанавливался вдоль оси танка между сиденьями командира и механика-водителя.

Для движения машины на плаву использовался трехлопастной винт и плоский руль. Гребной винт имел поворачивающиеся лопасти, что обеспечивало танку возможность движения задним ходом на плаву. Поворот машины на воде осуществлялся с помощью пера руля. Для обеспечения безопасности движения на воде танк имел откачивающий насос.

Танки Т-38 вместе с Т-37А состояли на вооружении танковых и разведывательных батальонов стрелковых дивизий, разведывательных рот отдельных танковых бригад.

Советские танки-амфибии применялись во время вооруженного конфликта СССР с Японией в районе реки Халхин-Гол. Правда использовались они в весьма ограниченном количестве. Так, в частях и соединениях Красной Армии, участвовавших в боевых действиях в районе реки Халхин-Гол, танки Т-38 были только в составе стрелково-пулеметного батальона 11 танковой бригады (8 единиц) и танкового батальона 82 стрелковой дивизии (14 единиц). В ходе боев, с мая по август 1939 года 17 из них были потеряны. В сентябре 1939г. в составе стрелковых и кавалерийских частей Красной Армии (к тому времени в танковых бригадах западных военных округов танков-амфибий уже не было) Т-38 и Т-37А приняли участие в "освободительном походе" в Западную Украину и Белоруссию. Они участвовали в «зимней войне» с Финляндией. Из-за недостаточного бронирования и вооружения их использовали преимущественно во втором эшелоне - для связи, транспортировки боеприпасов, охраны штабов и пр. В начале Великой Отечественной войны в штат воздушно-десантного корпуса входил танковый полк, на вооружении которого должны были состоять 50 единиц Т-38.

Танки Т-38 применялись в боях начального периода Великой Отечественной войны, почти все они были потеряны на фронтах в первые месяцы сражений, а оставшиеся перевели в учебные части. Некоторое количество этих машин использовалось в тылу для учебных целей. Последний же случай боевого применения Т-38 относится к июлю 1944 года, когда один батальон этих машин, совместно с батальоном плавающих автомобилей «Форд GPA», принял участие в форсировании реки Свирь. Эта операция стала последним эпизодом участия советских плавающих танков в Великой Отечественной войне.

По некоторым источникам, на 2008 год сохранилось всего несколько танков Т-38. Легкий плавающий танк Т-38 находится в Музейном комплексе Площадка №1 в парке «Патриот». Этот танк являлся экспонатом расформированного музея завода АЗЛК в Москве. Танк был поднят поисковиками в 1984 году со дна реки Дон в районе посёлка Селявное. Машина восстановлена на заводе до ходового состояния.

Фото:

Все экспонаты парка патриот