Тяжелый танк Т-35А

Тяжелый танк Т-35А - единственный в мире серийный пятибашенный танк
Страна производитель СССР. Опытно-конструкторский машиностроительный отдел (ОКМО) Ленинградского машиностроительного завода им. Ворошилова.
Год производства 1933г. - 1939г.
Уникальность Сохранился в единственном экземпляре
Эпоха Довоенная
Тип Тяжелый танк
Серийность Малосерийный (произведено 61 единиц)
Интересные факты
Дата производства конкретного экземпляра 1938г.
Производитель Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна (ХПЗ)
Особенность конструкции Тяжёлый пятибашенный танк классической компоновки, с противопульным бронированием и двухъярусным расположением пушечно-пулемётного вооружения
Происхождение экспоната В годы Великой Отечественной войны использовался для обучения курсантов во 2-м Саратовском танковом училище. В 1945г. передан на НИИ БТ Полигон. В 2014г. специалистами ЦМ БТВТ был восстановлен до ходового состояния.
Интересные факты Танк Т-35 изображен на медали «ЗА ОТВАГУ», учрежденной в 1938 г
Интересные факты Осенью 2019г. при детальном осмотре танка Т-35А было найдено «письмо из прошлого», написанное почти 78 лет назад. Установлено имя автора. Михаил Тимофеев – курсант 2-го Саратовского танкового училища осенью 1943г. писал его своей маме.
Подвижность
Двигатель V-образный, четырёхтактный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения М-17М
Максимальная мощность 331(450) кВт(л.с.)
Максимальная скорость 30 км/ч
Запас хода 150 км
Тип подвески Подвеска блокированная, по два катка в тележке; подрессоривание — двумя спиральными пружинами.
Вооружение
Орудие №1 76,2мм/ КТ-28 / 96 выстрелов
Орудие №2 2 х 45мм/ 20К / 226 выстрелов
Пулеметы 6 х 7,62мм/ ДТ / 10080 патронов
Бронирование
Лоб корпуса (верх) 30/20
Лоб корпуса (середина) 20/35 мм/град
Лоб корпуса (низ) 20/40 мм/град
Борт корпуса (верх) 20/0+10+10 мм/град
Борт корпуса (низ) 20+10 мм/град
Корма корпуса 20+20 мм
Днище 10+20 мм
Крыша корпуса 10 мм
Лоб башни 20/0 мм
Борт башни 20/0 мм
Корма башни 20/0 мм/град
Крыша башни 10-15 мм
Дополнительно
Боевая масса 50-55 т
Удельное давление на грунт 0,78 кг/см2
Средства связи Радиостанция 71 ТК-1
Средства связи Танковое переговорное устройство ТПУ-7
Экипаж 9-11 человек

Описание:

В 20-х годах ХХ века, на заре отечественного танкостроения, уже рассматривалась потребность Красной армии в танках различных типов, включая разработку «большого» танка, как «средства прорыва мощной укрепленной полосы». Опытно-конструкторскому машиностроительному отделу (ОКМО) Ленинградского машиностроительного завода им.Ворошилова было выдано задание: для качественного усиления общевойсковых соединений «разработать и построить новый 35-тонный танк прорыва…» Первый прототип Т-35-1, разработанный инженерами ОКМО под руководством Н.В.Барыкова, был готов 20 августа 1932 г. В апреле 33 года был собран второй образец - Т-35-2.

11 августа 1933 года танк, получивший индекс — «Т-35», приняли на вооружение Красной армии. Серийное производство поручили Харьковскому паровозостроительному заводу им. Коминтерна. Уже 7 ноября 1933 года опытные образцы и первый танк Т-35А демонстрировали мощь Красной Армии и Советской индустрии на парадах в Москве и в Харькове.

С 1933 по 1939 годы Паровозостроительный завод в Харькове изготовил 61 танк Т-35. За годы производства в конструкцию боевой машины неоднократно вносились изменения.

Т-35 представляет собой боевую машину классической компоновки с противопульным бронированием и пушечно-пулемётным вооружением.

Четырехтактный 12-цилиндровый V-образный карбюраторный авиационный двигатель жидкостного охлаждения М-17Т мощностью 500 л.с. позволял развивать скорость до 30 км/час. При этом расход горюче-смазочных материалов был высок: Т-35, согласно документам, требовал бензина 45кг на 1 час работы двигателя и 5кг на 1км пробега. На 1 час работы двигателя Т-35 полагалось 5,2 кг различных смазочных материалов.

По огневой мощи один Т-35 был равен взводу легких танков. Вооружение размещалось в пяти башнях, расположенных в два яруса. В центральной башне была установлена 76,2-мм пушка КТ-28. Справа от пушки - пулемёт ДТ в шаровой установке. Еще один пулемет ДТ для ведения огня по воздушным целям установлен на люке башни. В малых пушечных башнях, расположенных диагонально (справа-впереди и слева-сзади), устанавливались две 45-мм пушки 20К, спаренные с пулемётами ДТ. Две пулемётные башни, расположенные по диагонали (слева-впереди и справа-сзади), вооружались пулемётами ДТ.

Огневая мощь Т-35 превосходила мощь вооружения любых танков мира. Благодаря очень удачной подвеске танк отличала плавность хода и возможность ведения прицельного огня с ходу. Шесть пулемётов и три пушки обеспечивали круговой массированный огонь во всех направлениях одновременно, что давало преимущество при борьбе с пехотой противника в глубине его обороны. Это же продиктовало усложнение конструкции и увеличение числа членов экипажа.

Экипаж танка Т-35А состоял из 9-11 человек. В главной башне, размещалось три человека: командир (он же наводчик), пулемётчик, и радист-заряжающий. В двух башнях, с 45-мм пушками по два человека — пулемётчик и наводчик; в пулемётных башнях по одному стрелку. В передней части танка в отделении управления размещался механик-водитель.

Все танки Т-35А оборудовались радиостанциями и танковыми переговорными устройствами. Большинство получили антенну поручневого типа; на танках позднего выпуска с коническими башнями устанавливались штыревые антенны.

Танки Т-35, самые мощные танки Красной Армии 30-х годов, поступали на вооружение тяжёлых танковых бригад резерва Главного Командования (РГК), предназначенных для усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве особо сильных и укрепленных позиций противника. Изображенные на медали «За отвагу» и ставшие символом отваги и мужества бойцов Красной Армии, танки Т-35 до начала Великой Отечественной войны в боевых действиях участия не принимали. Главным образом, танки Т-35А использовали в войсковых маневрах, тактических учениях. А ещё танки они принимали участие в парадах. Начиная с 1933-го года и до начала Великой Отечественной войны, редкий Парад по Красной площади обходился без тяжелых «пятибашенников». Т-35 были воплощением мощи Красной армии.

В марте 1941 года началось формирование 34-й танковой дивизии. Для укомплектования тяжелых батальонов нового соединения в их состав передали 48 тяжелых танков Т-35. В первый день войны они перестали быть «парадными». 34-я Танковая дивизия 8-го Мех.корпуса КОВО, в состав которой входили 48 танков Т-35, уже 23 июня принимали участие в боевых действиях. За две первые недели Великой Отечественной войны все 48 танков Т-35А были утрачены. Большинство по техническим причинам.

В некоторых публикациях пишут, что Т-35 был ненадежной машиной. Документы говорят, что надежность самих танков на деле в условиях сверхнапряженных маршей, отсутствии времени на проведение технического обслуживания танков оказалась не такой уж низкой, а экипажи танков Т-35 были хорошо подготовлены.

В начале 1939 года танк был передан во вновь сформированное 2-е Саратовское танковое училище. В годы Великой Отечественной войны использовался для обучения курсантов. В январе 1945 года танк «Т-35А» был передан на НИБТ полигон в Кубинке. В 2014 году специалистами ЦМ БТВТ танк был поставлен «на ход».

В экспозиции Музейного комплекса Парка «Патриот». Представлен тяжелый танк «Т-35А» выпуска 1938 года, единственный сохранившийся до наших дней

Фотографии техники:

Все экспонаты парка патриот