Тяжелый танк MkV «Рикардо»

Танк Mk.V - основа Британского Танкового корпуса В Первой мировой войне
Страна производитель Великобритания «Метрополитэн Кэрридж, Вэгон энд Файненс Компани»
Год производства 1917 - 1918 гг.
Уникальность В 1918г. большинство пулеметных танков Mk.V были модернизированы и стали пулеметно- пушечными (композит). В мире сохранилось 4 танка Mk.V модификации «композит». Все четыре находятся на территории бывшего СССР.
Эпоха Времён первой мировой войны
Тип Тяжелый танк
Серийность Серийный
Интересные факты
Особенность конструкции Башня в «ромбовидных» танках отсутствует. Корпус танка состоит из собственно корпуса, боковых выступов гусеничного хода и двух спонсонов. Клёпаный корпус собирался из листов катаной броневой стали 6-12 мм толщиной.
Особенность конструкции Моторно-трансмиссионное отделение расположено в центре; отделение управления – впереди; боевое - в боковых спонсонах корпуса.
Происхождение экспоната Танк трофейный. Захвачен красноармейцами во время Гражданской войны в России 1917-1922 годов.
Происхождение экспоната Состоял на вооружении Красной Армии. По Постановлению №180 КО СНК СССР от 1.08.1938 г. передан на НИ АБТ Полигон в Кубинке для «Музея боевых машин», созданного этим же Постановлением.
Боевое применение Применялся «белой Русской Армией» в боях Гражданской войны в России.
Боевые повреждения На корпусе следы от противотанковых пуль (отмечены красной краской).
Подвижность
Двигатель 6-цилиндровый четырехтактный карбюраторный жидкостного охлаждения «Риккардо».
Мощность двигателя 110 кВт (150л.с.)
Скорость по пересеченной местности 4,5 км/ч
Скорость по шоссе 7,7 км/ч
Запас хода по шоссе 72 км
Коробка передач 4 - х скоростная планетарная
Вооружение
Орудие 57-мм «Hotchkiss» L/23 / 100 выстрелов
Пулеметы 5х7,7 мм «Hotchkiss» / 3300 патронов
Бронирование
Лоб корпуса 15 мм
Борт корпуса 10 мм
Крыша 6 мм
Дополнительно
Боевая масса 28,5 тонн
Экипаж 8 человек
Средства связи Внешняя связь с помощью «семафора»

Описание:

В 1916 году первой в мире танкостроящей державой стала Великобритания. 15 сентября того же года на реке Сомме вышли в бой первые 32 британских танка. 

О технической стороне первых танков говорит их прозвище: «ад на гусеницах». Высота внутри машины доходила до 2м, а температура - до 60 градусов. Дым, копоть, осколки брони. Инструкция по эксплуатации предписывала: «Каждые полчаса делать остановку и экипажам покидать машину для проветривания». Бензин к двигателю подавался «самотеком». Скорость по полю не превышала 3,5км/ч, по хорошей дороге достигала 7км/ч. Из восьми членов экипажа четверо управляли танком. Главной проблемой была силовая установка. Требовались агрегаты, разработанные специально для танка. В зависимости от вооружения, танки делились, на «самцов» и «самочек». Первые были вооружены пушками; вторые – пулеметами. 

В декабре 1917 года, на смену первым четырем модификациям «марков», началось производство танков Мk.V. Компоновка и вооружение танка остались прежними. Но танком теперь управлял один механик-водитель. Мk .V получил четырехскоростную планетарную коробку передач системы Вильсона и новый двигатель «Риккардо», специально разработанный для танка. Новые агрегаты повысили маневренность и подвижность танка. Скорость возросла до 7,5км/ч. Запас хода - до 72км. Гусеницы стали шире, вентиляция - лучше. На смотровые щели впервые установили небьющиеся стеклопакеты типа «триплекс». В корме установили ещё один пулемёт.

В 1918 году для усиления огневой мощи танка, большинство пулеметных танков Mk.V были модернизированы. Один из пулеметных спонсонов был заменен на пушечный. Комбинированный гибрид с 57-мм орудием и пятью пулеметами стал именоваться «композитом». 

Танки Мk.V начали поступать в войска в мае 1918 года и до конца войны были основой Британского Танкового корпуса. 

Британские танки несли службу и в армиях других стран. Захваченные в боях «Мk», первой поставила на службу Германия. После Первой мировой войны они состояли на вооружении армий Франции, Ирландии, Польши, России, Латвии, Эстонии, Канады, США.

В России Мk.V появились во время Гражданской войны на вооружении Белой гвардии. Первые английские танки, среди которых было шесть тяжелых Мk.V прибыли в Новороссийск 22.03.1919 г. Всего Правительство Великобритании передало «белой Русской Армии» около 60 танков, часть которых были Mk.V. Один из переданных Антантой Белой гвардии танков Мk.V, представлен в Музейном комплексе Парка «Патриот».

Наиболее массированное применение английских танков 2-й армией Врангеля состоялось 14 - 16 октября 1920г. на Каховском плацдарме, где Красноармейцы захватили 9 танков. Можно с определенной долей вероятности предположить, что среди них был и наш «Марк».

Захваченные танки Mk.V, которые в Красной Армии называли «Рикардо», уже в 1920г., входили в 1-й автотанковый отряд типа «Б» («Б» - большие), который положил начало новому – танковому - роду войск Рабоче-крестьянской Красной Армии . На 1.01.1921 г. в Красной Армии было десять автотанковых отрядов. Ремонт танков Mk.V осуществляли на заводе ХПЗ в Харькове. 

1 августа 1923г. Красная Армия перешла на «штаты мирного времени», где предусматривались легкие и тяжелые флотилии танков. В каждом из 4-х дивизионов тяжелой флотилии было по 4 танка типа «Б». К концу 1929 г. в РККА оставалось 45 танков «Риккардо»; исправны были - 25. В 1930г. трофейные танки с вооружения КА были сняты. 

2 марта 1938 года начальник Автобронетанкового управления Красной Армии комкор Д.Павлов доложил наркому обороны К.Е.Ворошилову свои предложения по использованию снятых с вооружения танков: «В РККА имеются устаревшие танки разных типов, опытные образцы отечественного производства, образцы, полученные за границей и трофейные, из них Риккардо — 15 штук. Все эти танки не на ходу, без вооружения, хранятся на складах и войсками не используются. 

Эти танки считаю необходимым использовать следующим образом: 

1. Танки «Рикардо» в количестве 14 шт. передать по 2 шт. городам: 
Смоленск, Ростов-на-Дону, Харьков, Ленинград, Киев, Ворошиловград и Архангельск для использования их как исторических памятников гражданской войны». «а один «Риккардо» и 2 «Рено» хранить как музейные экспонаты на НИ АБТ Полигоне (пос. Кубинка, Московской обл.). 

2. Сосредоточить на НИ АБТ полигоне и хранить как музейные экспонаты все типы танков». 
1.08.1938г. Комитет обороны при СНК СССР принял Постановление №180 «Об использовании имеющихся в РККА несерийных старых типов танков». Постановление подписал председатель Комитета обороны при СНК СОЮЗА ССР В.Молотов. Пункт 2 Постановления гласил: «Создать в Научно-исследовательском АБТ Полигоне АБТУ РККА «Музей боевых машин». Среди первых экспонатов, переданных музею, значился и «Риккардо» - танк Мk.V, сегодня экспонирующийся в Парке «Патриот». 

5.09.1938 г. на склад №37 поступило распоряжение: «С получением сего на НИ АБТ Полигон отправить 1 комплектный танк «Риккардо». 

В экспозиции Музейного комплекса Парка «Патриот» представлен английский танк Мk.V «композит» выпуска 1918 года. В мире сохранилось 10 английских тяжелых ромбовидных танков Мk. Шесть из них танки модификации «Мk.V»: 1 -«Самец», 1-«Самка», 4 -пулеметно-пушечных «композита». Все Mk.V «композиты» находятся на территории бывшего СССР.


Фото:

Все экспонаты парка патриот