Top.Mail.Ru
Уважаемые гости! 24 апреля 2024 г. Партизанская деревня с 14:00 до 18:00 закрыта для посетителей  по техническим причинам, приносим извинения за доставленные неудобства.

Легкий танк 38.M «Toldi I»

Первый серийный венгерский танк. Был назван в честь венгерского средневекового рыцаря Миклоша Толди, жившего в XIV веке.
Страна производитель Венгрия. Заводы “Ganz” и “Mavag”
Год производства 1943г.
Уникальность Сохранился в единственном экземпляре
Эпоха Времён войны
Тип Легкий танк
Серийность серийный / 80 ед
Интересный факты
Происхождение данного экспоната Трофейный. 15.12.1986г. передан в ЦМ БТВТ из в/ч75221.
Боевое применение Воевал на территории СССР в годы Великой Отечественной войны.
Бронирование:
Лоб и борта корпуса 13 мм
Лоб и борта башни 13 мм
Маска орудия 20 мм
Днище и крыша корпуса 6 мм
Подвижность
Двигатель Bussing-NAG t.8V/36TR, 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный;
Мощность двигателя 155л.с. (114кВт), рабочий объем 7913см3
Максимальная скорость 50 км/ч
Запас хода 220 км
Вооружение
Основное вооружение 20-мм самозарядное противотанковое ружьё 36.М, которое производилось в Венгрии по лицензии швейцарской компании «Zolothurn».
Боекомплект Боекомплект «Toldi I» состоял из 208 патронов к ПТР и 2400 патронов к спаренному с ним 8-мм пулемёту с ленточным питанием.
Дополнительно
Экипаж 3 человека
Средства связи Радиостанция R/5
Боевая масса 8,5 тонн

Описание:

38.М «Toldi I»  - венгерский легкий танк. Танк был назван в честь венгерского средневекового богатыря Миклоша Толди.  Венгры взяли за основу для своего первого серийного танка,  шведский танк «Landsverk L-60» (или m/38).  Комиссия, проводившая сравнительные испытания, рекомендовала внести в конструкцию нового танка некоторые изменения по сравнению с прототипом. Но в целом корпус и ходовая часть остались практически прежними, немного изменено было ведущее колесо. Незначительные изменения коснулись башни. На боевой машине лобовые листы брони были расположены под рациональными углами наклона, что повышало толщину приведенной брони, опорные катки имели индивидуальную торсионную подвеску.

Основное вооружение танка, 20-мм самозарядное противотанковое ружьё 36.М, которое производилось в Венгрии по лицензии швейцарской компании «Zolothurn».  Дополнительно на танке был установлен 8-мм пулемет 34./37.М с ленточным питанием – лицензионная копия чешского пулемета.    Бронирование танка было скорее противопульным — лоб и борта корпуса, а также лоб и борта башни имели толщину брони 13 мм, маска орудия — 20 мм. Днище и крыша корпуса и башни — 6 мм.

Боекомплект «Толди I» состоял из 208 патронов к ПТР и 2400 патронов к спаренному с ним 8-мм пулемёту с ленточным питанием. Ещё один пулемёт, зенитный, мог устанавливаться на крыше башни в специальном кронштейне. Хорошая оптика для прицеливания и наблюдения поставлялась из Германии

Серийное производство танков было запущено с апреля 1940г. по март 1941г. Заводы “Ganz” и “Mavag” изготовили 80 единиц «Toldi I». Первые серийные танки 38.M «Toldi I» были переданы венгерским военным 13 апреля 1940 года, последние - 14 марта 1941 года. В дальнейшем в стране начался выпуск танков 38.М  «Toldi II», отличавшихся усиленным бронированием. По состоянию на 22 июня 1941 года в венгерской армии насчитывалось 90 танков «Toldi I» и «Toldi II»

8,5-тонный «Toldi I» оснащался 155-сильным бензиновым немецким двигателем Busing-NAG. Посредством пятиступенчатой планетарной коробки передач он разгонял танк до приличных 50 км/ч. Топлива в баках ёмкостью 253 литра хватало на марш в 220 км по шоссе.

Экипаж из трёх человек в танке размещался в достаточно комфортных условиях; боевое отделение и отделение управления, как и в шведском прототипе, хорошо вентилировались. В башне справа, под командирской башенкой с семью триплексами, было место командира. Слева от него располагался стрелок, наблюдавший за полем боя через перископический прицел. Механик-водитель ориентировался по смотровым щелям в небольшой бронированной рубке, расположенной левее продольной оси машины.  

Танки «Тоldi I» поступали на вооружение 1-й и 2-й моторизованных и 2-й кавалерийской бригад. Эти бригады приняли участие в боевых действиях против Югославии в апреле 1941 года.  Две венгерских моторизованных и одна кавалерийская бригады, вторгшиеся на территорию Югославии вместе с немецкими войсками, имели в своем составе по одной роте из 18 легких танков «Тоldi». 

По состоянию на 22 июня 1941 года на вооружении армии Венгрии имелось 86 танков «Толди». Для нападения на СССР изначально был выделен 81 танк (36 танков в составе 1-й моторизованной бригады, 36 танков в составе 2-й моторизованной бригады и 9 танков в составе 1-й кавалерийской бригады), несколько позже в войска передали ещё 14 танков. Таким образом, всего в кампании против СССР в 1941 году было задействовано 95 танков.  27 июня 1941 года правительство Венгрии официально объявило войну СССР.  

81 танк «Toldi» в составе отдельного подвижного корпуса венгерской армии (наряду с венгерскими бронеавтомобилями Csaba» и итальянскими танкетками) принял участие в операции «Барбаросса». Еще 14 легких танков нового типа были отправлены на Восточный фронт в октябре 1941 года. В боях на Восточном фронте стало понятно, что неплохой, наконец, 1930-х годов, танк стремительно устаревает. Если с броней советских легких танков БТ и Т-26 противотанковое ружье « Solothurn» еще могло справиться, то бороться против средних и тяжелых танков с его помощью было практически бесполезно. Танки с боями прошли около 1000 км до реки Донец.  Этот поход обошёлся не дешево. Венгерские танки застревали в грязи, а их двигатели часто ломались. Они выходили из строя в среднем через 100км.  пробега. Потрепанные, моторизованные бригады, вернулись на родину в ноябре 1941 года. Из 95 «Toldi», участвовавших в боях, 62 машины подвергались ремонту, причем только 25 по причине боевых повреждений, а остальные из-за поломок в трансмиссии.

Боевая эксплуатация танка показала, что механическая надежность его невысока, а вооружение слишком слабо (ружье Solothurn на дистанции 300 м пробивало только 14-мм броневую плиту, расположенную под углом 30° к вертикали). В результате танк мог использоваться лишь в качестве разведывательной и связной машины. В 1942 году 19 «Toldi» попали на Восточный фронт, а в феврале 1943 года во время разгрома венгерской армии почти всех их уничтожили (в основном, в результате окружения и разгрома 2-й венгерской армии под Сталинградом).

Легкие танки «Toldi» всех модификаций активно использовались венгерской армией при отражении наступления советских войск на территорию Венгрии в завершающей стадии Второй мировой войны в Европе. Противостоять на равных советским танкам — ИС-2 и Т-34-85 они просто не могли, поэтому практически все были уничтожены в ходе боевых действий 1944-1945 годов, последние из них были потеряны в боях за Будапешт.

Летом 1943 года трофейный танк был представлен на проходившей в Москве выставке трофейного вооружения.

До нашего времени сохранился всего один танк «Toldi I», который находится на Площадке №1 Музейного комплекса парка «Патриот». 

Фото:

Все экспонаты парка патриот