Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2
Страна производитель | СССР, ХПЗ им. Коминтерна |
Год производства | 1932-1933г.г. |
Уникальность | Единственный сохранившийся экземпляр |
Эпоха | Довоенная |
Тип | Легкий танк |
Серийность | Серийный (произведено 620 единиц) |
Интересные факты | |
Распространенное название (неофициальное) | Быстроходный танк «Летающий» |
Особенность конструкции | Высокая удельная мощность. Колесно-гусеничный движитель, индивидуальная пружинная подвеска (или подвеска Кристи), что позволяло танкам иметь большую скорость перемещения по пересеченной местности. |
Подвижность | |
Двигатель | тип – V-образный, четырёхтактный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения «Либерти» |
Максимальная мощность | 294,1 кВт (400 л.с.) |
Максимальная скорость на колесах | 72 км/ч |
Максимальная скорость на гусеницах | 52 км/ч |
Запас хода на колесах | 200 км |
Запас хода на гусеницах | 120 км |
Вооружение | |
Орудие | 37-мм пушка обр.1930 г. («Гочкис») / 92 выстрела |
Пулемет | 7,62-мм ДТ / 2709 патронов |
Бронирование | |
Броневая защита | Гомогенная броня |
Лоб и борт корпуса | 13 мм |
Лоб и борт башни | 13 мм |
Корма корпуса | 10 мм |
Дополнительно | |
Экипаж | 3-2 человека |
Боевая масса | 11 тонн |
Средства связи | Радиостанция не устанавливалась. Внешняя связь поддерживалась с помощью флажковых сигналов, внутренняя – световой сигнализацией. |
Описание:
Колесно-гусеничные танки серии БТ являются вторыми по массовости и наиболее популярными советскими танками периода 30-х годов. Они созданы на базе танка американского конструктора Джона Уолтера Кристи. Первый серийный вариант БТ-2 разработан в 1931 году специальным конструкторским бюро Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) имени Коминтерна под руководством С.А. Гинзбурга и его заместителя Н.М. Тоскина.
23 мая 1931 года Протоколом Комитета Обороны «О танкостроении» предписывалось ввести танк БТ в систему вооружения РККА в качестве быстроходного истребителя. Серийное производство было организовано в 1932-1933 гг. на ХПЗ им. Коминтерна. Всего изготовлено 620 танков БТ-2, в том числе 115 машин были вооружены пушкой и пулеметом.
Броневая защита БТ-2 – противопульная, корпус и башня клепаные. Лобовой лист перед отделением управления имел большой угол наклона, что улучшало обзор. Вращение башни осуществлялось вручную, с использованием планетарного механизма. Изготовленные танки имели разные варианты установленного вооружения – от пулеметного до пушечно-пулеметного. Пушечно-пулеметные танки были вооружены 37-мм пушкой и пулемётом ДТ в отдельной шаровой установке. Наведение пушки и пулемета по вертикали производилось с помощью плечевого упора. Командир за боевой обстановкой вел наблюдение через телескопический прицел, а механик-водитель — через смотровую щель. В кормовой части размещался двигатель мощностью 400 л.с.
Танк мог передвигаться как на гусеницах, так и на колесах. Переход с одного типа движителя на другой производился членами экипажа за 30 минут.
При движении по дорогам с твердым покрытием использовали колесный ход, гусеницы укладывали на надгусеничные полки и крепили к ним кожаными ремнями. Задние опорные катки становились ведущими, а передние – управляемыми. Передача мощности на ведущие катки осуществлялась с помощью двух шестеренчатых редукторов (гитар). Водитель переходил на управление танком с помощью съемного рулевого колеса.
Машины отличались высокими скоростями: на гусеницах – 52 км в час, на колесах – 72 км в час. Танкисты любили быстроходные танки за хорошие динамические качества, которые использовали в полной мере. Экипажи на БТ совершали «прыжки», преодолевая различные препятствия до 15 -20 метров.
Радиостанция на танк не устанавливалась. Внутренняя связь – световая сигнализация, внешняя - флажковая.
На базе БТ-2 созданы танки: БТ-5, химический танк и другие машины. На БТ-2 испытывали оборудование для подводного вождения и другие инженерные приспособления.
Первые быстроходные танки поступили на вооружение в 1932г. в 1-ю механизированную бригаду в батальон танков-истребителей. Из-за сложных условий эксплуатации боевых машин, частых поломок, поступления в войска более совершенных танков, БТ-2 часто использовались как учебные в частях и в учебных заведениях. С началом войны эти машины вновь встали в строй. Они принимали участие в войне с Финляндией, в освободительном походе в Западные Украину и Белоруссию и в боевых действиях первого периода Великой Отечественной войны. По некоторым данным БТ-2 продолжали воевать и в 1944 году.
Единственный сохранившийся танк БТ-2 представлен на Площадке №1 Музейного комплекса парка "Патриот".