Top.Mail.Ru
Подписывайтесь на наш Telegram! Это самый оперативный источник информации о Парке.

Бронеавтомобиль (БА) - 21

БА-21 - уникальный вездеход из Выксы
Страна производитель СССР
Год производства 1938
Уникальность единственный экземпляр
Эпоха довоенная
Тип Легкий бронеавтомобиль
Серийность опытный образец (серия отменена)
Боевая масса, т 3,24
Длина, м 4226
Ширина, м 1778
Высота, м 2263
Клиренс, мм 195
Применяемая броня Катаная гомогенная
Корпус лобовая броня, мм 11
Корпус бортовая броня 10
Корпус кормовая броня 10
Корпус крыша 6
Корпус днище 4
Башня 9-11
Подвижность 30,5 км/ч средняя по проселку
Запас хода 341 км по проселку, 407 км по шоссе
Скорость по шоссе 52,5 км/максимальная
Емкость баков, л 100
Мощность двигателя Карбюраторный четырехтактный четырехцилиндровый ГАЗ-М-1, 50 л. с.
Вооружение № 1 Два 7,62-мм пулемета ДТ (Дегтярев танковый)
Боекомплект вооружения №1 1890 патронов в 30 дисках по 63 патрона
Экипаж 3 человека
Средства связи Радиостанция 71-ТК-1
Интересные факты 1 Благодаря трехосному шасси отличался повышенной проходимостью по бездорожью, но меньшей скоростью по шоссе из-за большого веса
Интересные факты 2 Отличался усиленной огневой мощью (два пулемета против одного) и бронезащитой по сравнению с предшественниками, но и повышенным весом
Интересные факты 3 Выпущен только один опытный экземпляр, т. к. серийное производство автомобиля ГАЗ-21, шасси для БА-21, было отменено
Интересные факты 4 Осенью 1941 года перевезен из Кубинки в Казань
Интересные факты 5 В 2022 году участвовал в динамическом показе бронетехники
Интересные факты 6 Единственный в мире экземпляр находится в парке «Патриот»

Описание:

Бронеавтомобиль на базе трехосного автомобиля ГАЗ-21. Выпущен Выксунским заводом ДРО. Благодаря трехосному шасси проходимость по бездорожью выше, чем у предшественников, но из-за увеличения веса ниже скорость по шоссе. По сравнению с предшественниками повышена огневая мощь - два пулемета ДТ вместо одного, а также бронезащита - до 11 мм. Остался опытным из-за отказа от серийного выпуска ГАЗ-21. Единственный в мире экземпляр находится в павильоне № 4 Технического Центра (Танкового музея) Центрального парка «Патриот».

БА-21 в Центральном парке «Патриот»

В лаборатории по ремонту техники Центрального парка «Патриот» БА-21 был восстановлен до ходового состояния. В 2022 году в День танкиста перед зрителями впервые в рамках динамического показа проехал уникальный бронеавтомобиль БА-21.

БА-21 был создан как развитие БА-20, популярного легкого броневика Красной армии второй половины тридцатых годов прошлого века. Выпущен БА-21 в городе Выкса, основной “кузнице” легких бронеавтомобилей Советского Союза. Главное отличие БА-21 от предшественников - попытка придать бронированной машине повышенную проходимость.

Броневики обычно остаются в тени известных танков, но не менее интересны по конструкции.

Первые отечественные бронеавтомобили делали во время Первой мировой войны на базе зарубежных грузовиков - «Фиат», «Остин», «Гарфорд», «Уайт» и других.

После битв гражданской войны эти броневики устарели и были сильно изношены. Красной армии стали нужны новые машины.

1 ноября 1924 года на заводе АМО (Автомобильное московское общество) в Москве собрали первый советский грузовик - АМО-Ф-15 на основе итальянской машины «Фиат 15». Именно АМО-Ф-15 грузоподъемностью в полторы тонны стал базой для первого советского броневика - БА-27, собранного в марте 1928 года.

С тех пор все бронеавтомобили СССР делали на базе серийных гражданских машин. Специальное шасси было бы слишком дорогим и сложным для молодой советской промышленности. Кроме того, наличие в армии запасных частей для стандартных автомобилей облегчало эксплуатацию броневиков.

В январе 1932 года при помощи компании «Форд» в Нижнем Новгороде запускают крупнейший для тех лет автомобильный завод в СССР - будущий ГАЗ.

На базе массового, доступного, а главное - надежного автомобиля «Форд-А» планируют производство легких броневиков ФАИ - в дополнение к средним БА-27. Шасси легкового авто используют без всяких переделок, только снимают кузов машины и заднее сиденье, добавляя бронекорпус и башню с пулеметом ДТ - Дегтярев танковый.

Еще до начала работы завода ГАЗ конструкторское бюро Ижорского завода разрабатывает проект броневика ФАИ-2 на шасси трехосного Форда-А. Но выпуск машин с повышенной проходимостью так и не удается наладить, поэтому программу ФАИ-2 закрывают.

А ФАИ производят на заводе дробильно-размольного оборудования (ДРО) в городе Выкса, Горьковской области - поскольку остальные заводы уже загружены выпуском танков.

Однако шасси пусть даже отличного легкового автомобиля, отягощенное броней, показывает ничтожную проходимость при движении даже по мягкому грунту. Броневик ФАИ с трудом берет даже самый незначительный подъем и не может двигаться по глубоким колеям дороги - там, где свободно проезжает исходный грузовик.

Поэтому приходится начать разработку новой машины. Но другого подходящего шасси для легкого броневика в Советском Союзе попросту нет.

И только в феврале 1936 года на ГАЗе запускают в серию новый автомобиль ГАЗ М-1 (Молотов-1), созданный на основе американского «Форд-40» - с более мощным двигателем, новой коробкой перемены передач и усиленной рамой.

По уже отработанной схеме новый броневик БА-20 проектируют в конструкторском бюро Ижорского завода, а выпускают на Выксунском. БА-20 крупнее и тяжелее ФАИ, но благодаря мощному двигателю разгоняется по шоссе до скорости свыше 95 км/ч. Однако проходимость вне шоссе почти не отличается от ФАИ.

Осенью 1938 года на модернизированном броневике БА-20М усиливают ранее перегруженную переднюю ось и рессоры заднего моста. Тем не менее, и нагрузка из-за роста толщины лобовой брони с 6 до 9 мм тоже увеличивается.

Выходом могло бы стать шасси с полным приводом, но их серийный выпуск в СССР еще не освоен.

Единственным вариантом становится шасси с колесной формулой 6x4 - то есть шесть колес, из них четыре задних - ведущие. Вес, который передается на ведущие оси, возрастает, среднее давление машины на грунт уменьшается, поэтому растет проходимость.

Поэтому в 1936 году молодой инженер Технического отдела ГАЗа Виталий Грачев проектирует на базе новейшей легковой М-1 трехоску ГАЗ-21 - будущее шасси для БА-21.

Уже 15 июля 1937 года Экспериментальный цех №2 ГАЗа выкатывает два первых ГАЗ-21 - в виде пикапа и шасси для броневика. Раму, колеса, двигатель, радиатор и управление пикапа берут от легковой М-1, кабину и четырехступенчатую коробку передач - от грузовика ГАЗ-АА.

Испытания на холмистом правобережье Волги показали, что новая машина может преодолеть даже самые сложные участки, но элементы ее рамы и подвески постоянно выходят из строя. Легковое шасси даже без бронекорпуса не выдержало ни веса третьего моста, ни повышенных нагрузок. Поэтому ГАЗ-21 так и остался опытным. Однако именно на его основе создают БА-21.

Источник фото: https://war-book.ru/ba-21-broneavtomobil/
БА - 21 и его чертеж

Потребность в новом броневике была столь велика, что разработка бронированной машины идет параллельно с обычным вариантом. Броневик должен быть готов к испытаниям уже в ноябре 1936 года. Однако сборка БА-21 начинается лишь в конце 1937 года - и машина не готова даже 10 января 1938 года. И лишь 9 февраля БА-21 окончательно принят на испытания.

Бронеавтомобиль БА-21 на испытаниях около деревни Агафоново. Февраль 1938 г. Источник фото: https://bronetehnika.narod.ru/broneavtomobile_dr/ba21.html

Внешне БА-21 похож на «ближайшего родственника» - БА-20М, но благодаря трехосному шасси больше. Броня - сварная, из катаных листов толщиной 4, 6, 9, 10 и 11 мм. Двигатель - бензиновый четырехтактный ГАЗ-М-1 мощностью 50 л. с. Экипаж - три человека. Обзор из броневика обеспечивают четыре лючка и смотровые щели, связь - радиостанция 71-ТК-1 со штыревой антенной. В новой антенне учли опыт боев в Испании - где радиофицированные танки с антенной в виде поручня (а не штыря) вокруг башни сразу привлекали огонь противника.

БА-21 вооружен двумя пулеметами ДТ (Дегтярев танковый) калибра 7,62 мм - один в башне, второй справа в лобовом листе корпуса. Боезапас - 1890 патронов в 30 дисках. У БА-20 был лишь один пулемет и 1386 патронов. То есть огневая мощь новой машины значительно возросла.

Бронеавтомобиль БА-21 на испытаниях. НИБТ полигон, февраль 1938 года. Видны колеса под днищем для облегчения преодоления препятствий (АСКМ). Источник: https://statehistory.ru/books/M--V--Kolomiets-_Bronya-na-kolesakh/49

В феврале 1938 года БА-21 выходит на испытания. Хотя БА-21 более чем на полтонны тяжелее БА-20М (2,9 тонны против 2,3, боевой вес БА-21 - 3,2 тонны), проходимость нового броневика по плохим грунтовым дорогам, косогорам и спускам выше - благодаря трем осям. Однако скорость на шоссе у тяжелой машины оказалась мала - всего 52,5 км/ч против 90 км/ч у предшественника. Запаса топлива в 100 л хватало, чтобы проехать 341 км по проселку или 407 км по шоссе.

Легкий бронеавтомобиль БА-21 на трехосном шасси ГАЗ-21. Источник фото: https://www.kolesa.ru/article/kopirovanie-ochertya-golovu-sekretnye-tryohosnye-vezdehody-1930-h-v-sssr/

При отказе от серийного выпуска ГАЗ-21 судьба БА-21 оказалась предрешена - без шасси нет и броневика. БА-21 так и остался в единственном экземпляре.

7 августа 1938 года Комитет обороны СССР постановляет - уже к 1 декабря того же года Наркомат машиностроения должен передать на испытания новый легкий бронеавтомобиль на трехосном шасси автозавода имени Молотова.

Требования к новой машине:

а) броня защищает от простой (то есть не бронебойной) пули калибра 7,62 мм на всех дистанциях;

б) мотор — 6‑цилиндровый, мощностью 75 л. с.;

в) вооружение — 2 легких (то есть не крупнокалиберных) пулемета - а не один, как у БА-20;

г) скорость — 70 км/ч.;

д) запас хода по горючему — 300 км;

е) боевой вес — 3‑3,5 тонн вместо 2,3 тонн у БА-20.

Стоит отметить, что в те же годы легкий танк Т-26 при весе свыше 10 тонн имел сопоставимый по мощности двигатель - 95 «лошадей».

Но требуемую замену БА-20 и БА-21 до начала войны подготовить не успели.

До сентября 1941 года БА-21 находился на бронетанковом полигоне в Кубинке. А с приближением линии фронта редкую технику отправили в Казань. После победы уникальный броневик вернулся обратно в Кубинку.

Сейчас подлинную бронемашину 30-х годов, единственную в мире, после реставрации можно увидеть только в Центральном парке «Патриот».

Все экспонаты парка патриот