Top.Mail.Ru
Подписывайтесь на наш Telegram! Это самый оперативный источник информации о Парке.

Легкий полугусеничный тягач NSU «Kettenkrad» HK 101

Боевая масса 1230 кг
Двигатель Тип - карбюраторный, 4-цилиндровый рядный жидкостного охлаждения «Opel Olympia»
Максимальная мощность 26,5 кВт (36 л.с.)
Максимальная скорость 70 км/ч
Емкость баков 2 х 21 л
Запас хода 260 км
Экипаж 3 человека
Полезная нагрузка 325 кг
Тяговое усилие на крюке 450 кг
Вооружение отсутствует

Описание:

«Kettenkrad» (дословный перевод – гусеничный мотоцикл) изначально создавался как «легкий сельскохозяйственный тягач». Одним из его создателей был Генрих Книпкампф. В конце 30-х годов машина не заинтересовала ни гражданских, ни военных.

С развитием воздушно-десантных войск Третьего Рейха на вооружение десантников стали поступать легкие зенитки и противотанковые пушки. Фирме NSU Werke AG поручили производство легкого тягача, получившего наименование Кеттенкрад. На Восточном фронте осенью 1941 года машины получили восторженные отзывы. Фирма NSU получила заказ на 1000 полугусеничных мотоциклов.

Благодаря своей проходимости и надежности, простоте и удобстве в обслуживании гусеничные мотоциклы NSU «Kettenkrad» HK-101 распространились во всех войсках Вермахта. Легкими полугусеничниками заинтересовались и горные части Вермахта. На советско-германском фронте Кеттенкрад был одним из немногих средств, способных действовать в условиях сезонной распутицы.

NSU «Kettenkrad» HK-101 соединял в себе три качества: скорость, управляемость и комбинированное управление. Благодаря незначительному давлению на грунт машина могла передвигаться по любому бездорожью.

Ходовая часть состояла из переднего управляемого колеса в вилке мотоциклетного типа и гусеничного движителя, состоящего из пяти сдвоенных обрезиненных катков, ведущего колеса переднего зацепления и гусеничной ленты, шириной 170мм с резиновыми подушками. В передней части корпуса машины находилось место водителя, еще два сиденья были оборудованы в кормовой части корпуса. Вооружения тягач не имел.

Двигатель «Опель Олимпия» устанавливался в отсеке за водительским местом. Трансмиссия включала трехскоростную коробку передач с понижающим рядом (демультипликатором), который позволял осуществлять движение с очень малой скоростью - 1-2км/ч. Коробка передач соединялась с гусеницами через бортовые фрикционы. Перед водителем находится рычаг - рукоятка коробки передач. Рычаг имел два положения - включен и выключен.

Управление Кеттенкрадом комбинированное. При повороте руля на угол до 12 градусов работает переднее колесо; в диапазоне от 12 до 38 градусов - бортовые фрикционы. Поворот мотоциклетным колесом используется на хорошей дороге для корректировки малых углов поворота. В тяжелых дорожных условиях переднее колесо рекомендовалось снимать.

В наследство от мотоцикла Кеттенкрад получил не только руль с передним колесом, но и сиденье водителя. Справа и слева от водителя установлены топливные баки.

К недостаткам машины можно отнести узкую колею, незащищенность экипажа, склонность к опрокидыванию при движении по косогорам и при выполнении поворотов на большой скорости и высокую трудоемкость обслуживания машины: только точек смазки у нее было 150.

NSU«Kettenkrad» HK-101 выходил в трех модификациях: SdKfz 2, SdKfz 2/1, SdKfz 2/2. С 1940 по 1949 годы было изготовлено 8961 Кеттенкрадов; из них 8411 машин в годы Второй Мировой войны и 550 - после её завершения.

Ценность NSU «Kettenkrad» HK-101из коллекции ЦМ БТВТ, состоит в том, что он был изготовлен в военные годы. Большинство машин тех лет были уничтожены в боях, либо эксплуатировалась с такими перегрузками, что не дожила до наших дней.


Фото:

Все экспонаты парка патриот