Top.Mail.Ru
Подписывайтесь на наш Telegram! Это самый оперативный источник информации о Парке.

Истребитель танков Panzer IV/70 (V)

Panzer IV/70 (V) - немецкий противотанковый тупик
Страна производитель Германия
Год производства 1944-1945
Уникальность выпущено 930 экземпляров
Эпоха ВОВ
Тип Самоходная установка
Серийность Серийная
Боевая масса 25,8 т
Ширина, м 3,170
Высота, м 1,850
Длина, м 8,500 (с орудием) 5,920 (без орудия)
Клиренс, мм 400
Применяемая броня Катаная гомогенная
Рубка лобовая броня 80 мм под углом 50 градусов к вертикали
Рубка бортовая броня 40 мм под углом 30 градусов
Рубка кормовая броня 30 мм под углом 10 градусов
Корпус лобовая броня 80 мм под углом 45 градусов
Корпус бортовая броня 30 мм под углом 0 градусов
Корпус кормовая броня 20 мм под углом 10 градусов
Подвижность Максимальная 35 км/ч
Запас хода 210 км по шоссе и 130 км - по бездорожью
Скорость по шоссе 25 км/ч средняя (до 15-18 км/ч по бездорожью)
Мощность двигателя 265 л. с. (бензиновый Maybach HL 120 TRM, жидкостного охлаждения, объем - 12 л)
Емкость баков, л 470
Удельная мощность 10 л. с/т
Вооружение № 1 75-мм пушка 7,5 cm Pak 42 L/70 длиной 70 калибров
Боекомплект вооружения №1 55-60 снарядов
Вооружение №2 7,92-мм пулемет M.G.42
Боекомплект вооружения №2 1950 патронов
Экипаж 4 человека
Средства связи радиостанция Fu 5
Интересные факты 1 Имеет одну из самых длинных пушек Второй мировой войны
Интересные факты 2 Из-за перегруженного шасси снижена подвижность и надежность

Посмотреть в виртуальном туре:

Описание:

Истребитель танков конца Второй мировой войны. Создан на основе шасси противотанкового самоходного орудия Jagdpanzer IV с установкой новой 75-мм пушки Pak 42 L/70 длиной 70 калибров, как на танке "Пантера". Отличался большой дальностью стрельбы, низким силуэтом и хорошей броневой защитой, но малой подвижностью и надежностью из-за перегруженного шасси. Всего выпущено 930 машин.

Подбитые советскими войсками немецкий истребитель танков Jagdpanzer IV/70 (слева) и полугусеничный тягач Sd.Kfz.7 на улице города Фишхаузен (ныне город Приморск в Балтийском муниципальном районе Калининградской области). Фото из журнала боевых действий 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии за апрель 1945 года. Источник фото: https://waralbum.ru/184217/

Среди многих образов трофейной техники в Центральном парке “Патриот” есть немецкий истребитель танков - Panzer IV/70 (V). В глаза сразу бросается длинная пушка, низкий силуэт и мощная броня этого самоходного орудия. Сложное имя говорит о длинном пути, которым прошли германские самоходные пушки.

Первые охотники на танки появились в немецкой армии еще в конце Первой мировой войны. Это были самоходные орудия на базе грузовиков. Во второй половине двадцатых годов германские фирмы разрабатывают ряд специализированных истребителей танков на гусеничных шасси.

Однако наиболее знаменитыми в первые годы Второй мировой войны становятся не борцы с танками, а самоходные орудия поддержки пехоты - “штуг” (от StuG, Sturmgeschütz - "штурмовое орудие").

Штуг - это мощная пушка с коротким стволом в рубке (вместо башни, как у танков схожего назначения Pz.Kpfw.IV), толстая лобовая броня, гусеничное шасси и бронированная крыша.

Штуги относились к артиллерии, а не танковым войскам и объединялись в батареи, придаваясь наступающей пехоте. Их назначение - непосредственная поддержка пехотинцев на поле боя, взламывая оборону противника.

При сравнительно низком корпусе и хорошей защите лба штурмовые орудия представляли собой весьма сложную мишень для противотанковой артиллерии. При этом обзор экипажа из бронированной самоходки с мощной оптикой был лучше, чем у лежащей пехоты.

Бронетранспортеры в батареях самоходных орудий вели разведку, доставляли боеприпасы и запасные экипажи.

Таким образом, самоходные орудия были крайне опасным противником. Кроме того, они обходились дешевле танков - около 82,5 тысяч рейхсмарок за штуку против 103,5 тысяч у танка Pz.Kpfw.IV.

Со второй половины 1942 года штуги получают новую 75-мм пушку StuK 40 - с длиной ствола в 43 калибра, вместо прежних 24. Теперь самоходки могли эффективно поражать не только огневые точки, но и броню тяжелых танков.

Немецкая САУ класса «истребитель танков» «Ягдпанцер» (Jagdpanzer IV/70 (V), подбитый из засады точно в вертикальный бортовой лист над гусеницей. Бортовой «счастливый» номер 333 не помог. Номер советской трофейной команды «104». Район озера Балатон. Источник фото: https://waralbum.ru/39448/

Однако противники Германии наступали все активнее. Поэтому немецким войскам требовались все более мощные орудия.

Первая попытка установить на самоходку пушку длиной 70 калибров не удалась - орудие оказалось слишком длинным.

Поэтому новое самоходное орудие фирмы VOMAG в 1943 году на шасси танка Pz.Kpfw.IV версии F получает пушку длиной только 48 калибров. А также броню с большими углами наклона листов - что улучшило защиту. Такую самоходку назвали Jagdpanzer IV.

Однако вполне ожидаемо был появление у противников Германии новых тяжелых танков.

К весне 1944 года мощная пушка 7,5 cm Pak 42 L/70 со стволом в 70 калибров уже отработана на танке “Пантера”. Поэтому становится логичным все же попробовать и ее в варианте самоходного орудия - Германии все острее нужны истребители танков.

Самоходка Jagdpanzer IV с просторной рубкой хорошо подходила как база для более длинной и тяжелой пушки.

Установку для пушки усилили, добавили стопор. Поскольку новый снаряд с гильзой был длиннее старого, боекомплект пришлось уменьшить с 79 до 57 патронов. Лобовую броню корпуса и рубки увеличивают с 60 до 80 мм.

Летом 1944 года новую самоходку назвали Panzer IV lang (V). То есть "шасси танка IV, с длинным стволом" (lang), V - “фирмы VOMAG”. Но уже осенью она получает новое имя - Panzer IV/70 (V). Смена названий была обычной для немецкой бронетехники.

Немецкий истребитель танков Jagdpanzer IV/70 (V) из 116-й танковой дивизии вермахта в немецком городе Брамбауэр (Brambauer). Источник фото: https://waralbum.ru/275152/

В августе начинается серийный выпуск.

Казалось, Третий рейх получил отличную самоходную установку, способную поражать даже самые тяжелые танки. При этом малозаметную на поле боя - с высотой линии огня всего 1,4 м при высоте машины 1,8 м.

Однако усиление брони и новая пушка обошлись почти в две тонны веса. И поскольку пушка отличалась очень длинным стволом - нагрузка на передние катки возросла. Это было “ахиллесовой пятой” еще у штугов, а у новой самоходки стало большой проблемой.

Предложение сдвинуть передние тележки подвески вперед отвергли - они оказались бы слишком близко к ведущему колесу.

Гитлер 11 августа 1944 года лично одобрил уменьшение толщины лобовой брони до 60 мм, чтобы облегчить машину, но завод продолжал делать прежнюю броню. И только с сентября самоходки получили цельнометаллические передние катки, которые выдерживали повышенную нагрузку.

САУ «Ягдпанцер» (Jagdpanzer IV/70) 12-й дивизии СС с солдатами на броне на проселочной дороге в Арденнах. Источник фото: https://waralbum.ru/154357/

Серийный выпуск новинки в первые месяцы тоже разочаровал, оказавшись меньше запланированного.

Поэтому ради срочного выпуска немцы решили поставить рубку от новой самоходки на место башни среднего танка Pz.Kpfw.IV. Просто добавить пушку в башню не получилось бы - машина стала бы слишком тяжелой. А первое решение, “гибрид” самоходки и танка, позволяло быстро нарастить производство с уже имеющимися шасси.

В ноябре 1944 года “гибрид” получил название Panzer IV/70 (A), от Alkett- фирмы-разработчика (из-за занятости Alkett выпуск самоходки организовали на заводе Nibelungenwerk, где уже освоили “четверки”).

Колонна немецкой бронетехники, уничтоженная из засады советской артиллерией на границе Венгрии и Австрии, в районе города Детриц. Подбитый немецкий истребитель танков Panzer IV\70 (A) шедший головным в этой колонне. Машина так называемых «средних» серий выпущена фирмой Алкетт (Alkett) и отличалась от более распостраненного Panzer IV\70 (V) совершенно другой рубкой. На машине тактический номер 454 и номер советской трофейной команды — 78. Источник фото: https://waralbum.ru/31664/

Однако его минусом стала выросшая масса машины - до 27 тонн против 25,8 тонн у Panzer IV/70 (V). Кроме того, из-за танкового шасси "четверки" новая самоходка получилась более чем на 38 см выше, чем первый вариант.

Но из-за узкой специализации заводов и острой потребности в противотанковых машинах Германии пришлось параллельно выпускать несколько типов самоходок одинакового класса и назначения, отличаясь только шасси и длиной пушки.

После серии налетов 19, 20 и 23 марта 1945 года на завод VOMAG в городе Плауэн выпуск Panzer IV/70 (V) прекратился, составив 930 машин, не считая незавершенных.

Немецкая самоходная артиллерийская установка класса истребителей танков «Ягдпанцер» (Jagdpanzer IV/70(V) поздней серии, подбитая в Чучелна (Chuchelna) в Моравии (Moravia), во время боя с 1-й отдельной чехословацкой танковой бригадой. Машина из 2-го батальона 39-го танкового полка 17-й танковой дивизии. Источник фото: https://waralbum.ru/234689/

В отличие от ранних самоходных орудий Германии, которые считались артиллерией, Panzer IV/70 (V) поступали на вооружение танковых и мотопехотных частей - как средство усиления.

Благодаря длинному стволу Panzer IV/70 (V) могли поразить средние советские и американские танки с полутора-двух километров. Экипажам нравилось, что толстая лобовая броня с наклоном под углом 50 градусов к вертикали защищала от большинства снарядов калибра 75, 76 и 85 мм.

Однако новые советские танки и самоходные орудия - ИС-2, ИСУ-122, ИСУ-152 и СУ-100 могли успешно бороться с немецкой техникой.

Немецкая самоходная артиллерийская установка класса истребителей танков «Ягдпанцер IV» (Jagdpanzer IV/70(V), в ведомственном идентификаторе получила обозначение Sd.Kfz 162/1), разбитая на окраине Берлина. Источник фото: https://waralbum.ru/260110/

Не менее важно, что быстро парировать танковые прорывы у немцев получалось все хуже - из-за перегруженного шасси самоходки не отличались подвижностью и надежностью. Катки и бортовые передачи часто выходили из строя - после чего противотанковые самоходки обычно становились трофеями.

Застрявшие и разбитые советской артиллерией истребители танков «Ягдпанцер» (Jagdpanzer IV\70(V). На первой машине номер советской трофейной команды «268». Источник фото: https://waralbum.ru/43261/

Ускоренная подготовка экипажей также добавляла проблемы.

Таким образом, даже самая длинная пушка и мощная броня не спасла Третий рейх от полного краха.

В 2019 году художники-реставраторы Центрального парка "Патриот" восстановили редкий образец техники. Машина имеет оригинальные люки доступа к тормозам - старой конструкции, с воздухозаборниками.

Сейчас трофей Красной армии, истребитель танков Panzer IV/70 (V) можно увидеть в Центральном парке “Патриот”, на Музейной площадке № 1 в павильоне № 10 "Огненная дуга".

Фото:

Все экспонаты парка патриот