Top.Mail.Ru
Подписывайтесь на наш Telegram! Это самый оперативный источник информации о Парке.

Легкий носитель заряда Sd.Kfz.302 «Goliath»

Танкетка-торпеда, управляемая по проводам
Боевая масса 370 кг
Двигатель электродвигатель «Bosch MM/RQL»
Длина провода управления 650 м
Количество двигателей 2
Максимальная мощность 2,5 кВт
Максимальная скорость 10 км/ч
Запас хода 1,5 км
Броня 5 мм
Масса взрывчатого вещества 60 кг

Описание:

Легкий носитель заряда «Голиаф» — это малогабаритная немецкая танкетка на гусеничном ходу. Взрывной заряд предназначался для дистанционного подрыва фортификационных сооружений, проделывании проходов в минных полях и для борьбы с танками. Управление танкеткой и подрывом заряда осуществлялось на расстоянии. Пионером в разработке легких носителей заряда стала Франция.

Немецкая фирма «Боргвард» на основе трофейного образца фирмы «Кегресс», полученного во время Французской кампании, создала сухопутную танкетку-торпеду. В 1942 году, пройдя испытания, машина получила индекс «Sonder Kraftfahrzeug 302 Leichter Ladungsträger» (Легкий носитель заряда) и неофициальное имя «Голиаф». Танкетка-торпеда выпускалась тремя фирмами: «Zundapp», «Borgward» и «Zachertz». Серийно изготавливалась в двух модификациях – Sd.Kfz.302 (E-Motor) – управляемая по проводам  – и Sd.Kfz.303 (V-Motor) — управляемая по радиосвязи. Всего было изготовлено более 7500 легких носителей заряда «Goliath», из которых 2650 машин модификации Sd.Kfz.302 (E-Motor).

Корпус Sd.Kfz.302 (Е-Motor) делился на три отсека: в переднем размещалось взрывчатое вещество, в среднем — механизмы управления, в заднем — катушка с трёхжильным кабелем. Две аккумуляторные батареи обеспечивали «Голиафу» 40-50 минут работы.

Управление танкеткой осуществлялось по кабелю с помощью пульта. Направление движения оператор задавал, притормаживая ту или иную гусеницу левой или правой кнопками пульта; подрыв заряда — нажатием на центральную кнопку.

Впервые Вермахт применил легкие носители заряда в операции «Цитадель» в составе 654-го батальона, вооружённого САУ «Фердинанд». Из-за недостаточной емкости аккумуляторных батарей их эффективность в Курской битве оказалась ниже желаемой. Подрыв движущийся бронетехники противника, практически, был не возможен из-за малой скорости движения. Для уничтожения фортификационных сооружений и разминирования минных полей был мал подрывной заряд танкетки. Довольно успешно "Голиафы" использовались немцами при подавлении Варшавского восстания: эти «камикадзе» проделывали для штурмовых групп проломы в возведенных на улицах баррикадах.

Опыт применения «Голиафов» не был успешным. Машине недоставало скорости и маневренности, проходимости и защищенности. Необычное оружие было эффективным, когда достигало цели. Но было это не часто, а для модификации Sd.Kfz.302 было достаточно перебить провод управления, чтобы оператор потерял связь с машиной.

После окончания Второй мировой войны этот вид оружия был признан бесперспективным. Управляемые ракеты и установки залпового огня оказались намного более эффективными.

Фото:

Все экспонаты парка патриот